Бурнаков В.А. Концепт «дерево-род-человек» в традиционной культуре хакасов (конец XIX – середина XX века)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 2 2024

  

Перейти к статье:    

Концепт «дерево-род-человек» в традиционной культуре хакасов
(конец XIX – середина XX века)

В.А. Бурнаков

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье на основе этнографических, фольклорных и лингвистических материалов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, реконструируется и анализируется мировоззренческий концепт «дерево-род-человек» в культуре хакасов. Определяется место дерева и его образа в мифо-ритуальной системе народа. Выявлено, что представления о человеке и его природном окружении в традиционном сознании хакасов формировались путем антропоморфизации. На природные объекты, в т.ч. дерево, переносились человеческие качества. В религиозно-мифологических воззрениях народа дерево отождествлялось с человеком: верхушка - голова, ствол - туловище, ветки - руки, сок - кровь и т.д. Деревья дифференцировались по половой принадлежности: мужчины и женщины. В традиционном сознании были предельно соотнесены жизненные сценарии дерева и человека. Посредством растительного кода описываются разнообразные психофизические, ментальные и иные состояния человека. Представлены выявленные в соционормативной практике особые правила взаимодействия с деревом, применяемые в лесозаготовительной деятельности. В своей основе они сводились к отношению к дереву как к живому человекоподобному существу. Поэтому в мифологическом мышлении рубка дерева почти приравнивалась к убийству человека. Показано, что с деревом связывались представления о душе конкретного человека и коллектива, поэтому каждый хакасский род - сеок - имел свое сакральное дерево. Оно являлась важнейшей частью погребальной обрядности хакасов. Таким образом, в культуре этого народа дерево выступает в качестве важнейшего структурообразующего элемента, обладающего широким семиотическим полем.

Ключевые слова: хакасы, традиционное мировоззрение, культ дерева, род-сеок, человек, культ предков

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.2.126-135

The Tree-Clan-Individual Concept in Traditional Khakas Culture
(Late 19th to Mid-20th Century)

V.A. Burnakov

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

On the basis of ethnographic, folkloric, and linguistic materials, most of them newly-introduced, the "tree-clan-individual" concept in the Khakas culture is reconstructed and analyzed. The status and image of the tree in the traditional mytho-ritual system is assessed. Notions of man and his environment related to anthropomorphic reasoning, whereby natural objects, such as trees, were endowed with human attributes. The head was conceived as a crown, the body as a trunk, arms as branches, blood as sap, etc. Trees were believed to be either male or female. Human life scenario was closely paralleled to that of a tree. The vegetal code was used to refer to various psychophysical, mental, and other human phenomena. Social norms included special rules of dealing with trees, used in logging. In essence, a tree had to be dealt with as a humanlike being. In mythological thinking, felling a tree was to some degree tantamount to murder. Souls of specific individuals or groups were likewise associated with trees, so each Khakas seok (clan) had a sacred tree. It was an integral part of the burial rite. The tree, then, was the key element in the ideological structure, having a broad semiotic field.

Keywords: Khakas, traditional worldview, tree cult, seok-clan, man, ancestor cult