Иванова Д.А. Археологические коллекции эпохи дзёмон в фондах Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 2 2024

  

Перейти к статье:    

Археологические коллекции эпохи дзёмон
в фондах Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера)
им. Петра Великого РАН

Д.А. Иванова

Дальневосточный федеральный университет пос. Аякс, 10, о-в Русский, Владивосток, 690922, Россия

Статья посвящена анализу и дополнительному освещению археологического материала эпохи дзёмон из коллекции А.В. Григорьева (№ 1294), которая хранится в архиве Отдела археологии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН (г. Санкт-Петербург). Акцент в работе сделан на описании декоративных сюжетов и определении стилистической принадлежности отобранных образцов керамики. За основу анализа взяты опубликованные данные по раковинной куче Оомори (г. Токио, о-в Хонсю), которую в 1878 г. посетил А.В. Григорьев в рамках научной экспедиции Императорского Русского географического общества. Рассмотрены вопросы по раннему этапу формирования археологии как науки в Японии в контексте раскопок раковинной кучи Оомори. Пристальное внимание уделено описанию археологического материала с акцентом на особенностях орнаментации керамики эпохи дзёмон. Точная географическая привязка сборов к памятнику Оомори дала возможность отнести отобранные образцы к стилям Касори Б и Хориноути. В основу работы положена стилистическая интерпретация материала, а не технико-типологическое описание, характерное для отечественной археологии. Комбинации из крупных элементов зонированного орнамента прямоугольной формы и спиралевидного мотива являются отличительной чертой керамики стиля Касори Б. Наличие подобных декоративных элементов на ряде фрагментов позволяет отнести их к этому стилю. На серии других образцов выявлены вертикальный и горизонтальный узоры из прочерченных дугообразных и прямых линий - особенность декоративной композиции стиля Хориноути.

Ключевые слова: Япония, МАЭ, коллекции А.В. Григорьева, неолит, дзёмон, керамика

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.2.029-036

Archaeological Collections from the Jomon Period
in the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera)

D.A. Ivanova

Far Eastern Federal University, Ayaks 10, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russia

This article presents an analysis and additional description of archaeological items of the Jomon era from A.V. Grigoriev’s collection (No. 1294) at Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS Department of Archaeology, Saint-Petersburg. The study focuses on the description of decorative motifs and the stylistic attribution of selected samples of ceramics. The analysis is based on published data about the Omori shell mound (Tokyo, Honshu Island), visited by Grigoriev in 1878 as part of an expedition from the Imperial Russian Geographical Society. The early stage of the Japanese archaeology is described with reference to the Omori shell mound. Special attention is given to the peculiarities of the Jomon decorative style. The geographic location of the site suggests that the samples are associated with the Kasori B and Horinouchi styles. Contrary to the Russian tradition, the emphasis is made on stylistic interpretation rather than technology and typology. The combinations of large zonally arranged rectangular designs and spiral motifs are typical of the Kasori B style, to which several samples belong. Others reveal vertically and horizontally arranged patterns consisting of incised arcuate and straight lines, typical of the Horinouchi style.

Keywords: Japan, MAE, A.V Grigoriev’s collections, Neolithic, Jomon, pottery