Ажигали С.Е., Турганбаева Л.Р. Культово-жилищный комплекс Кайнар второй половины XVIII – начала ХХ в. на Северном Устюрте как историко-культурный и архитектурный памятник
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 49 № 4 2021

  

Перейти к статье:    

Культово-жилищный комплекс Кайнар
второй половины XVIII – начала ХХ в. на Северном Устюрте
как историко-культурный и архитектурный памятник

С.Е. Ажигали, Л.Р. Турганбаева

Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан Ш.Ш. У?лиханов атында?ы Тарих ж?не этнология институты Шевченко к?шесі, 28, Алматы ?., 050010, ?аза?стан Республикасы

В статье впервые публикуются материалы исследования одного из выдающихся образцов казахских стационарных поселений североустюртской зоны (район Донызтау), отражающих важнейшие исторические процессы перехода кочевников-скотоводов к полуоседлости (середина XIX - начало ХХ в.) и вошедших в науку как «культово-жилищные комплексы» (КЖК). Исключительно репрезентативный памятник Кайнар рассмотрен как социокультурный феномен и целостный архитектурно-ландшафтный ансамбль. Освещены история изучения донызтауских КЖК и настоящего комплекса; предпосылки их генезиса, роль в этом религиозных подвижников на примере жизни и деятельности ишана Досжана Кашакулы. Публикация материалов сопровождается анализом основных частей комплекса (поселение, некрополь) и составляющих их элементов. Определены принципы архитектурно-пространственной организации КЖК: структурность, функциональность, непрерывность континуума в ландшафте и др. Выявлено архитектурно-планировочное решение поселения в целом и отдельно медресе с характерными узлами организации последнего; прослежены связи культовых зданий со среднеазиатскими, казахстанскими образцами. Предложены гипотетическая реконструкция культово-жилищного комплекса и интерпретация общественных залов в соответствии с их функциями. Определены роль некрополя в структуре КЖК, принципы его пространственной организации и развития, показана визуальная связь между отдельными его элементами. Рассмотрены виды и типы мемориальных памятников, средства их гармонизации, связь с архаическими представлениями, архитектурные и художественно-стилистические особенности, характер внешней информационно-декоративной обработки («текстуры») камнерезных сооружений. Показано историко-культурное значение комплекса Кайнар как памятника эпохи перехода к полуоседлости и утверждения ислама в степном регионе.

Ключевые слова: Северный Устюрт, культово-жилищные комплексы, кочевники, полуоседлость, Досжан-ишан Ка-шакулы, медресе

doi:10.17746/1563-0102.2021.49.4.109-119

Kainar: A Late 18th to Early 20th Century Ritual and Housing Complex
in the Northern Ustyurt

S.E. Azhigali and L.R. Turganbayeva

Valikhanov Institute of History and Ethnology, Ministry of Education and Science, Committee of Science, Republic of Kazakhstan, Shevchenko 28, Almaty, 050010, Republic of Kazakhstan

This is the first description of a key Kazakh recent permanent settlement at Donyztau, in the northern Ustyurt. These sites, evidencing major historical processes during the transition of nomadic pastoralists to a semi-sedentary lifestyle (mid-19th to early 20th century), are known as "ritual and housing complexes" (RHC). Kainar, a highly representative site, is viewed as a socio-cultural phenomenon and an integral architectural and landscape ensemble. The excavation history of RHCs in the Donyztau area and their evolution are discussed, and the role of ascetics such as Doszhan-Ishan Kashakuly is described. We highlight separate parts of the complex (settlement and cemetery) and their elements. The architecture of RHC is reconstructed with regard to structure, function, and continuity with the landscape. The layout of the site as a whole and of the madrasah with its typical elements are compared with those of similar sites in Central Asia and Kazakhstan. A reconstruction of the complex is proposed and the function of public halls is interpreted. The role of the cemetery and of its parts in the structure of RHC is evaluated; the evolution of its spatial organization is traced. Types of memorial complexes are listed in terms of harmony with landscape, archaic beliefs, architecture, and style, specifically stone carving. The historical and cultural significance of Kainar as a source of knowledge about the transition to semi-sedentary way of life and the Islamization of the steppe is discussed.

Keywords: Northern Ustyurt, ritual and housing complexes, nomads, semi-sedentism, Doszhan-Ishan Kashakuly, madrasah