Фурсова Е.Ф., Васеха М.В. Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец старообрядческой моленной
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 4 2020

  

Перейти к статье:    

Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец
старообрядческой моленной

Е.Ф. Фурсова1, М.В. Васеха2

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Институт этнологии и антропологии РАН Ленинский пр., 32А, Москва, 119334, Россия

В работе представлена реконструкция смыслового содержания орнаментальных композиций на женских рукоделиях - поминальных полотенцах из собрания общины старообрядцев, не приемлющих священство (беспоповцев) и отрицающих браки, г. Новосибирска. Подробно рассматривается воплощенный в вышивке образ виноградной лозы, связанный с погребальным культом. Прослежено, что на изучаемых поминальных полотенцах он передавался в трансформированном виде: православные мастерицы заменяли в вышивках виноградные плоды привычными для себя цветами, ягодами, бутонами и т.д. Некоторые орнаменты проявляют сходство с оформлением на вышивках, которые во второй половине XIX- начале ХХ в. печатались в пособиях по рукоделию, а также на обертках дешевого мыла фабрик Ралле, Брокара и др., но обычно не находят прямых аналогов среди этих изображений. Выявлены оригинальные растительные композиции с «вазами» в виде завитков, которые напоминают монограммы начальных букв имени Иисуса Христа, а также «вазы», трансформированные в буквы, изображенные на иконах «Спасителя». На основе анализа техники исполнения и стилистики рисунков установлено, что большая часть жертвенных полотенец была оформлена в конце XIX - начале ХХ в., меньшая - в 19401950-е гг., отдельные изделия были вышиты, скорее всего, еще в период пребывания владельцев в местах выхода (Русский Север, Центральная Россия). Сделаны выводы о том, что рассмотренные растительные орнаменты в виде фризов или центральных композиционных фигур с включением крестов, крестообразных форм, «ваз» или домов-«гробниц» отражали базовые ценности старообрядцев; оформление поздних полотенец свидетельствует о творческой переработке носителями старообрядческой традиции образов, характерных для городских вышивок, в соответствии с мировоззрением и традициями своей группы.

Ключевые слова: растительный орнамент, жертвенные полотенца, русские старообрядцы беспоповского согласия, Западная Сибирь

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.4.125-134

Floral Designs on Sacrificial Towels from an Old Believers’ Prayer House

E.F. Fursova1 and M.V. Vasekha2

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences, Leninsky pr. 32A, Moscow, 119334, Russia

We reconstruct the semantics of floral compositions on commemorative towels, embroidered by women, members of the Old Believers Bespopovtsy (priestless worship community rejecting marriage) in Novosibirsk. The original vine motif, associated with the funerary cult, was transformed by replacing vines with more familiar motifs, such as flowers, berries, buds, etc. Certain designs resemble those found in late 19th to early 20th century embroidery manuals and on wrappers of cheap soap manufactured by Rallet, Brocard, etc. No exact parallels are known, though. Some floral compositions are original: for instance, those showing vases with scrolls reminiscent of Jesus Christ’s monogram, and “vases” turned into letters on Our Savior’s icons. Results of the technological and stylistic analyses suggest that most sacrificial towels were made in the late 1800s and early 1900s, some in the 1940s and 1950s, and some may have been manufactured in places of the Old Believers ’former residence in northern and central Russia. Designs arranged in friezes or central figures, such as crosses, cruciate motifs, “vases”, or “vaults”, allude to the Old Believers’ fundamental values. Ritual towels evidence motifs on commercial embroideries creatively transformed by Old Believers according to their beliefs and traditions.

Keywords: Floral design, sacrificial towels, Russian Old Believers, Priestless Old Belief, Western Siberia