Горинские нанайцы: Система природопользования. Традиции и новации<br />(XIX – начало XXI века) - Список литературы
Проход по ссылкам навигации

Горинские нанайцы: Система природопользования. Традиции и новации
(XIX – начало XXI века)

Мальцева О.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азиатская Россия. – СПб.: Б. и., 1914. ?Т. 2. – 640 с.

Арсеньев В. К. Вымирание инородцев Амурского края. – Хабаровск: Тип. Канц. приамур. генерал-губернатора, 1914. – 18 с.

Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь Тайгу. – М.: Правда, 1989. – 400 с.

Арсеньев В. К., Титов Е. И. Быт и характер народностей Дальневосточного края // Зап. Гродековского музея. ? Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2005. ? Вып. 10, ч. 1. – С. 73–110.

Арсеньев В. Р. Звери = боги = люди. – М.: Политиздат, 1991. – 160 с.

Атлас Хабаровского края. – Хабаровск: Изд-во ДВ АГ П – Роскартография, 2000. – 34 с.

Бельды Е. Н. Предания о Пуймуре и Калгаме // Зап. Гродековского музея.– Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2002. – Вып. 3. – С. 79– 84.

Бельды Н. А. Деревья в представлениях и верованиях нанайцев // Зап. Гродековского краеведческого музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2003. – Вып. 6. – С. 47–52.

Бельды Р. А. Памятные места и этнокультурные памятники нанайцев // Записки Гродековского музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2000. – Вып. 1. – С. 76–91.

Березницкий С. В. Об этногенезе тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока // Сибирь. Древние этносы и их культуры. – СПб.: Наука, 1996. – С. 146–163.

Березницкий С. В. Трансформация традиционной системы жизнеобеспечения коренных народов Амура под влиянием этнокультурных контактов с иноэтничекими цивилизациями // Традиционные системы жизнеобеспечения и региональная национальная политика. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2000. – С. 14–20.

Бойко В. И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. – Новосибирск: Наука, 1977. – 279 с.

Болотин Д. П. Происхождение дючеров // Традиционная культура востока Азии. – Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2001. – Вып. 3. – С. 154–172.

Болотин Д. П., Забияко А. П., Пан Т. А., Аниховский С. Э. «Маньчжурский клин»: История, народы, религии. – Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2005. – 316 с.

Болотов А. А. Амур и его бассейн (оттиск) // Вестник Маньчжурии. – Харбин, 1925. – № 3–4. – 36 с.

Борисов О. Природные ресурсы – основной российский товар на рынок АТ Р // Экономика и жизнь. – 2001. – № 15. – С. 30.

Бромлей Ю. В. Культура и этнические аспекты экологии // Общество и природа. – М.: Наука, 1981. – С. 85–95.

Булгакова Т. Д. «Дорога времени» в традиционных представлениях нанайцев // Время и календарь в традиционной культуре. – СПб.: Изд-во РЭМ , 1999. – С. 116–120.

Василевич Г. М. Древние географические представления эвенков и рисунки карт // Изв. ВГО . – Т. 95. – 1963. – С. 306–320.

Васильев Ю. Так где же искать Ачанский городок // Дальний Восток. – 2003 – № 5. – С. 218–226.

Великая Россия: Географические, этнографические и культурно-бытовые очерки современной России. Сибирь / Рук. Д. Н. Анучина. – Б. г.: Дело, [1912]. – 236 с.

Воейков А. А. Воздействие человека на природу. – М.: Изд-во АН ССС Р, 1963. – 252 с.

Воробьев М. В. Чжурчжени и государство Цзинь. – М.: Наука, 1975. – 448 с.

Глуздовский В. Е. Дальневосточная область. – Владивосток, 1925. – 238 с.

Грум-Гржимайло Г. Е. Описание Амурской области. – СПб.: Б. и., 1894. – 640 с.

Деревянко А. П. Ранний железный век Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1973. – 354 с.

Деревянко А. П., Окладников А. П. Неолитическое время на Нижнем Амуре // История Дальнего Востока ССС Р (с древнейших времен до XVII в.). – М.: Наука, 1989 . – С. 51–57.

Деревянко Е. И. Племена Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1981. – 336 с.

Деревянко Е. И. Древние жилища Приамурья. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 1991. – 157 с.

Десятов В. Зачем нам навязывают АЭС ? // Приамурские ведомости. – 15.03.1995.

Десятов В. Экологически чистая смерть? // Приамурские ведомости. – 17.03.1995.

Десятов В. Авторы ТЭО учли не все // Приамурские ведомости. – 24.03.1995.

Добровольский И. Д. Прошлое и настоящее охотничьего промысла Д.В.К. – Хабаровск: Изд-во Дальохотсоюза, 1927. – 31 с.

Дьяков В. И., Дьякова О. В., Сакмаров С. А. Археологические памятники поселка Кондон на Нижнем Амуре // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН . – Владивосток: Дальнаука, 2002. – Т. XI: Актуальные проблемы дальневосточной археологии. – С. 191–235.

Ермолова Н. В. Об иноэтнических элементах в традиционной материальной культуре приамурских эвенков // Этнокультурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. – М.: Изд-во ИАЭ , 1986. – С. 56–65.

Ермолова Н. В. К вопросу о формировании среднеамурских эвенков // Этнокультурные процессы: Методы исторического и синхронного изучения. – М.: Изд-во ИАЭ , 1992. – С. 197–208.

Жулистов И. М., Жулистова В. М. По местам древних нанайских стойбищ // Зап. Гродековского музея.– Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2003. – Вып. 6. – С. 164–173.

Золоторубов В. С. К вопросу о тенденциях в экономической жизни нижнеамурских рыболовецких колхозов (1961–1970) // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск: Наука, 1973. – С. 149–151.

Зуев В. Ф. Утро древнего стойбища.? Хабаровск: Кн. изд., 1990. – 160 с.

Зуев В. Ф. Горюн – священная река. – Хабаровск: «Частная коллекция», 2001. – 254 с.

Ионичева С. П. О проблеме экономического освоения дальневосточных земель в XVII–XX вв. // Гродековские чтения. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2001. – Ч. 2. – С. 10–12.

Историко-этнографический атлас Сибири. – М.; Л.: Изд-во АН ССС Р, 1961. – 498 с.

История и культура нанайцев. – СПб.: Наука, 2003. – 328 с.

История реки Амура. – СПб.: Тип. Э. Веймара, 1859. – 148 с.

История Сибири. – Л.: Наука, 1968. – Т. 2. – 540 с.

Калинина Н. В. Экофильные традиции в системе представлений об окружающем мире у аборигенов Дальнего Востока // Археология и социокультурная антропология Дальнего Востока и сопредельных территорий. – Благовещенск: Изд-во АмГПУ, 2003. – С. 395–399.

Каргер Н. Г. Отчет об исследовании родового состава населения бассейна р. Гарина // Гарино-Амгунская экспедиция 1926 г. – Л.: Б. и., 1929. – С. 3–24.

Карпенко А. Кто на Амуре господин? // Дальний Восток. – 1996. – № 7. – С. 203–210.

Киле Н. Б. О китайских топонимах в Приамурье и Приморье // Исторические названия – памятники культуры: Мат-лы науч.-практ. конф. (Владивосток, окт. 1989 г.). – Владивосток: ИПК «Дальпресс», 1990. – С. 78–82.

Киле П. К. Творческое наследие. – Комсомольск-на-Амуре: Тип. Комсомольского-на-Амуре авиац. производ. объединения, 1993. – 92 с.

Киле Н. Б. Нанайцы в мире природы // Этнос и природная среда. – Владивосток: Дальнаука, 1997. – С. 34–45.

Козьминский И. И. Отчет об исследовании материальной культуры и верований гаринских гольдов // Гарино-Амгунская экспедиция 1926 г. – Л.: Б. и., 1929. – С. 25–48.

Корнева Л. Н. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2002. – 188 с.

Косарев В. Д. Традиционное природопользование и этническая экология // – 31.07.2007.

Крикливый А. «Убиение Левиафана»: Заметки об экологии Амура // Дальний Восток, 1998. – № 2. – С. 178–194.

Крюков В. Минеральные ресурсы: Состояние и перспективы // Экономика и жизнь. – 2001. – № 14. – С. 30.

Кряжков В. А. Правовые основы развития народов Севера и Сибири // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2004. – С. 124–133.

Ларичев В. Е. Народы Дальнего Востока в древности и средние века и их роль в культурной и политической истории Восточной Азии // Дальний Восток и соседние территории в средние века. – Новосибирск: Наука, 1980. – С. 8–39.

Левкин Г. Г. Сколько имен у Амура? // Зап. Гродековского музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2000. – Вып. 1. – С. 129–140.

Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. – Владивосток: Б. и., 1922. – 371 с.

Маак Р. К. Путешествие на Амуре. – СПб.: Б. и., 1859. – 320 с.

Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск: Наука, 1984. – 202 с.

Максимов С. На востоке. Поездка на Амуре в 1860–1861 гг. – СПб.: Б. и., 1864. – 594 с.

Малочисленные этносы Приамурья. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ , 1993. – 71 с.

Мальцева О. В. (Переверзева О. В.) Основные характеристики горинской группы нанайцев // Россия и АТ Р. ? 2005а. – № 4 – С. 56–59.

Мальцева О. В. (Переверзева О. В.) Разнородные этнические элементы в среде горинских нанайцев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Год. сес. ИАЭ т СО РАН . – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2005б. – Т. XI, ч. 2. – С. 127–130.

Мальцева О. В. (Переверзева О. В.) Лес в системе жизнеобеспечения горинских нанайцев (конец ХIХ – начало ХХ I в.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Год. сес. ИАЭ т СО РАН . – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2006. – Т. XII, ч. 2. – С. 125–128.

Мальцева О. В. (Переверзева О. В.) Тигр в духовной культуре и промысловых традициях у народностей Нижнего Амура в XIX – XX веках // Зап. Гродековского музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2007. – Вып. 18. – С. 103–120.

Мальцева О. В. (Переверзева О. В.) Медведь в духовной культуре горинских нанайцев // Тихоокеанская Россия в истории Российской и Восточно-Азиатских цивилизаций: Пятые Крушановские чтения 2006 г. – Владивосток: Дальнаука, 2008. – С. 90–96.

Малявин А. В. Ансамбль археологических памятников на р. Девятке // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 1996. – С. 167–171.

Малявин А. В. Древние памятники р. Девятки: Явление археологической локалии // Project Amur. – Tsubkuba: University of Tsubkuba (Japan), 1998. – Р. 53–68.

Малявин А. В. Археологическая локалия (на материалах древних памятников р. Девятки) // Вторые Гродековские чтения: Историко-культурное и природное наследие Дальнего Востока на рубеже веков. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 1999. – С. 165–170.

Мамай А. С. Амурский вопрос в Дальневосточной политике России в сер. XIX в. Н. Н. Муравьев-Амурский: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1997. – 24 с.

Мартынов В. Из истории исчезнувших нанайских поселений вокруг села Найхин // Зап. Гродековского музея. – Хабаровск: ХККМ , 2000. – Вып. 3. – С. 91–94.

Материалы по изучению рыболовства и пушного промысла на Дальнем Востоке. – Токио: Тип. Японо-Русского клуба, 1920. – 111 с.

Медведев В. Е. Культура амурских чжурчжэней. Конец X–XI в. – Новосибирск: Наука, 1977. – 224 с.

Медведев В. Е. Неолитические культовые центры в долине Амура // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 4 (24). – С. 40–69.

Мельникова Т. В. Путешествие в Маньчжурию на «Халико» (о поездках нанайцев и ульчей в Маньчжурию в конце XIX – начале XX века) // Дальний Восток России – Северо-Восток Китая: Исторический опыт взаимодействия. – Хабаровск: Дальнаука, 1988. – С. 38–42.

Мельникова Т. В. Китайский компонент в культе гор нанайцев и удэгейцев // Зап. Гродековского музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2000. – Вып. 1. – С. 92–98.

Мельникова Т. В. Традиционные мифологические образы в памяти нанайского народа // Зап. Гродековского музея. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 2002. – Вып. 3. – С. 95–118.

Мельникова Т. В. Ненастоящий дракон Пуймур // Словесница искусств. – 2003.– № 12. – С. 38–39.

Меркушев И. Путешествие в грозное царство Котлана и трех Кенгов. – Хабаровск: Риотип, 1999. – 144 с.

Месштыб Н. А. Нанайцы // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. – М.: Изд-во ИЭА , 1994. – С. 374–389.

Месштыб Н. А. Народы Нижнего Амура: Социальные, экономические и культурные трансформации в постсоветский период: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2007. – 27 с.

Нанайский фольклор: нингман, сиохор, тэлунгу. – Новосибирск: Наука, 1996. – 478 с.

Нанайский язык // Красная книга языков народов России. – М.: Academia, 1994. – С. 37–38.

Нанайцы // Народы и религии мира. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1988. – С. 365–366.

Нанайцы // Народы России. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 239–242.

Нанайцы // Народы Сибири / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. – М.; Л.: Изд-во АН ССС Р, 1956. – С. 783–816.

Нанайцы : Каталог коллекции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН / А. П. Бородовский, О. В. Переверзева, В. А. Тимохин, В. М. Ковалева. ? Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2005. – 168 с.

Нужды Николаевского района Приморской области. – СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1911. – 183 с.

Огородников В. И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. – Владивосток, 1927. – 92 с.

Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. – Л.: Наука, 1971. – 334 с.

Окладников А. П. Древнее поселение Кондон. – Новосибирск: Наука, 1983. – 160 с.

Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии. – Новосибирск: Наука, 2003. – 664 с.

Оненко С. Н. Нанайско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1980. – 552 с.

Палей А. Стабилизация – хорошо, но надо двигаться дальше // Тихоокеанская звезда. – 16.09.2000.

Патканов С. К. География и статистика тунгусских племен Сибири. – СПб.: Б. и., 1906. – С. 149–154.

Патканов С. К. Племенной состав населения Сибири. – СПб.: Б. и., 1912. – 432 с.

Переверзева О. В. Символы смерти в традиционной похоронной обрядности (на примере нанайцев и ульчей) // Традиционная культура Востока Азии. – Благовещенск: Изд-во БГ ПИ, 1995. – С. 136–141.

Переверзева О. В. Откровения Михаила Дувана как проявление архаического сознания // Традиционная культура Востока Азии. – Благовещенск: Изд-во БГ ПИ, 1999. – С. 239–244.

Переверзева О. В. Водная стихия в традиционных представлениях нанайцев р. Горин (по материалам этнографической коллекции ИАЭ т СО РАН ) // Мат-лы XL Междунар. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. – Новосибирск: Изд-во НГУ , 2002а. – С. 73–74.

Переверзева О. В. Этноним самагиры в трудах русских исследователей Приамурья (конец XIX – начало XX века) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Год. сес. ИАЭ т СО РАН . – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2002б. – Т. VIII. – С. 613–617.

Переверзева О. В. «Проклятые места» нанайцев Нижнего Амура // Мат-лы XLI Междунар. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. – Новосибирск: Изд-во НГУ , 2003а. – С. 103–105.

Переверзева О. В. «Проклятые места» нанайцев Нижнего Амура // Мат-лы V конгресса этнографов и антропологов России. – Омск: Изд-во ОмГУ , 2003б. – С. 160.

Переверзева О. В. Центрированное и линейное освоение этно-культурного ландшафта (сравнительный анализ случаев Русского Поморья и Нижнего Амура) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Год. сес. ИАЭ т СО РАН . – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2004. – Т. X, ч. 2. – С. 111–116.

Переверзева О. В., Авилова И. К. Новое в похоронной обрядности нанайцев // Освоение Северной Пацифики. – Владивосток: Изд-во ДВГУ , 1996. – С. 249–268.

Переверзева О. В., Бородовский А. П. Комплекс Бучилэ в картине мира горинских нанайцев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Год. сес. ИАЭ т СО РАН . – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2004. – Т. X, ч. 2. ? С. 116–120.

Переверзева О. В. Мифопоэтическое пространство нанайцев долины реки Девятки в XIX–XX веках // Археология, этнография и антропология Евразии. –2005. – № 1 (21). – С. 97–111.

Петрова Т. И. Времяисчисление у тунгусо-маньчжурских народностей // Памяти В. Г. Богораза. – М.: Б. и., 1937. – С. 79–123.

Подмаскин В. В. Традиционные метеорологические знания у народов Нижнего Амура и Сахалина (этнографическое обозрение по материалам XIX–XX вв.) // Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока (XVIII–XX вв.). – Владивосток: Дальнаука, 1998. – С. 73–83.

Подмаскин В. В. Народные знания в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина (сер. XIX–XX в.). – Владивосток, 2002. – 46 с.

Прибыльский Ю. Советизация Ямала // Ямальский меридиан. – 1999. – № 4. – С. 12–16.

Приамурье : Факты, цифры, наблюдения. – М.: Гор. тип., 1909. – 922 с.

Проблемы развития коренных народов Севера / Ч. М. Таксами, В. Ф. Левченко, С. А. Черникова, Д. А. Славинский. – СПб.: Изд-во ИПОС СО РАН , 2003. – 110 с.

Путинцева А. П. Два года работы Горюно-Амурской красной юрты // Советский Север. – 1932. – № 1–2.

Путинцева А. П. О преданиях горинских нанай // Языки и фольклор народов крайнего Севера. – Л.: ЛГ ПИ, 1965. – С. 170–190.

Пятилетова Л. Дальний Восток: Проблемы развития региона // Известия. – 4.10.2002.

Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь: Административная политика в первой половине ХIХ в. – Омск: Изд-во ОмГУ , 1995. – 237 с.

Ритуальная скульптура нанайцев / Сост. Т. А. Кубанова. – Комсомольск-на-Амуре: Тип. АПО им. Гагарина, 1992. – 187с.

Рычаловский Е. Е. Народы Сибири // Сибирь: Атлас Азиатской России. – Новосибирск; М.: ООО «Топ-книга», 2007. – С. 498–499.

Самар А. П. Собаководство нанайцев в XIX – начале XX века // Этнос и природная среда. – Владивосток: Дальнаука, 1997. – С. 67–81.

Самар Е. В. Кондонский староста. – Хабаровск: Кн. изд-во, 2000. – 296 с.

Самар Е. Д. Род Саманде-Самар-Моха-Монгол // ДВК. – 6.11, 7.11, 10.11, 13.11, 16.11.1990.

Самар Е. Д. Миф о трех солнцах и мировом древе жизни // ДВК. – 12.07.1994.

Самар Е. Д. Предания древней земли // ДВК. – 28.02, 7.03, 11.04.1995.

Самар Е. Д. Под сенью родового древа. – Хабаровск: Кн. изд-во, 2003. – 211 с.

Самар Ю. А. Пережитки ритуальной охоты на тотемное животное у нанай Самаров // Изв. СО АН ССС Р, 1978а. – Вып. 3 (отд. оттиск).

Самар Ю. А. Тотемический праздник пураси у горинских нанайцев // Атеизм, религия и современность. – Л.: Наука, 1978б. – С. 148–152.

Сем Т. Ю. К проблеме «центр» и «периферия» (по материалам религиозной лексики тунгусо-маньчжурских народов) // Этнокультурные процессы в центре и на периферии этнического ареала. – М.: Наука, 1986. – С. 110–119.

Сем Т. Ю. Календарные обряды в традиционной культуре тунгусоязычных народов Приамурья и Приморья // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Мат-лы Четвертых сибирских чтений (12–14 октября 1998 г.). – СПб.: Изд-во МАЭ , 2000. – С. 221–225.

Сем Т. Ю. Тунгусская модель мира: Семиотика и историческая динамика // Этническое единство и специфика культур. – СПб.: Наука, 2002. – С. 114–118.

Сем Ю. А. Основные изменения в расселении нанайцев конца 50–60 гг. XIX столетия и их причины // Тр. СО АН ССС Р. Дальневост. филиал им. В. А. Комарова. Сер. ист. – Саранск, 1959а. – Т. 1. – С. 222–227.

Сем Ю. А. Родовая организация нанайцев и ее разложение. – Владивосток: Изд-во АН ССС Р ДВО, 1959б. – 31 с.

Сем. Ю. А. Нанайцы: Материальная культура. – Владивосток: Изд-во АН ССС Р ДВО, 1973. – 314 с.

Сем Ю. А. Христианизация нанайцев, ее методы и результаты // Христианизация и ламаизм у коренного населения Сибири. Вторая половина XIX – начало ХХ в. – Л.: Наука, 1979. – С. 197–226.

Симченко Ю. Б., Смоляк А. В., Соколова З. П. Календари народов Сибири // Календари в культуре народов мира. – М.: Наука, 1993. – С. 201–253.

Сиро Сасаки. Сантан Коэки – торговля народов Нижнего Амура и Сахалина в XVIII и XIX веках // Б. О. Пилсудский – исследователь народов Сахалина: Мат-лы междунар. науч. конф. (31 октября – 2 ноября 1991 г.). – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахал. обл. краевед. музея, 1992. – С. 119–127.

Система «этнических территорий»: Данные статистики // Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г.: Экологическая программа. – Владивосток, 1990. – С. 40–43.

Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. – М.: Наука, 1975. – 232 с.

Смоляк А. В. Представления нанайцев о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л.: Наука, 1976. – С. 129–160.

Смоляк А. В. Влияние экологических факторов на исторические процессы // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1979. – С. 138–142.

Смоляк А. В. Соотношение аборигенного и тунгусского компонентов в хозяйстве народов Нижнего Амура // Народы и языки Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – С. 260–266.

Смоляк А. В. Этнические микрорайоны на Нижнем Амуре // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. – Л.: Наука, 1983. – С. 151–158.

Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. – М.: Наука, 1984. – 246 с.

Смоляк А. В. Экологический календарь (у коренного населения Амура и Сахалина) // Северные просторы – 1988. – № 1. – С. 27; № 2. – С. 17; № 4. – С. 39.

Смоляк А. В. Шаман: Личность, функции, мировоззрение. – М.: Наука, 1991. – 280 с.

Смоляк А. В. Народы Нижнего Амура и Сахалина: Фотоальбом. – М.: Наука, 2001. – 320 с.

Соболевская Н. И. Мифы и памятники культурного пространства Среднеамурской равнины // Проблемы изучения и популяризации традиционной культуры коренных народов Дальнего Востока России. – Хабаровск: Изд-во ХККМ , 1996. – С. 55–62.

Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2004. – 184 с.

Соколова З. П. Животные в религиях. – СПб.: Лань, 1998. – 286 с.

Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь–март 2000 // Приамурские ведомости. – 12.05.2000.

Степанов Н. Н. Первые русские сведения об Амуре и гольдах // СЭ . – 1950. – № 1. – С. 178–182.

Тимофеев О. А. Российско-китайские отношения в Приамурье (сер. XIX – нач. ХХ в.). – Благовещенск, 2003. - 15.04.2008

Степура И. Хаббарда знают, а Хабарова забыли // Российская газета. – 7.02.2001.

Тимохин В. А. Медвежье кладбище у нанайского села Кондон // Изв. СО АН ССС Р, 1969. – Вып. 1–3. – С. 111–113.

Тимохин В. А. Проведение ленинской национальной политики среди малых народов Амура: Автореферат. – Новосибирск, 1971. – 30 с.

Тимохин В. А., Колгушин В. Д. Нанайская берестяная лодка-оморочка «эматти» // Изв. СО АН ССС Р. Сер. История, филология и философия. – Новосибирск, 1988. – Вып. 1. – С. 52–55.

Тишков В. А. Введение // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ т СО РАН , 2004. – С. 5–13.

Туземное хозяйство низовьев Амура в 1927–1928 годах. – Хабаровск; Благовещенск: Дальохотсоюз, Далькрайсоюз, 1929. – 152 с.

Тураев В. А. Этническая территория: Принципы формирования и использования // Вест. ДВО АН ССС Р. – 1991. – № 1. – С. 20–28.

Тураев В. А. Хозяйственно-культурная дифференциация коренных народов Дальнего Востока в исторической ретроспективе // Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – С. 9–35.

Туров М. Г. Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2002. – № 3 (11). – С. 132–140.

Усольцев В. Останется ли Амур рыбной житницей? // Известия. – 4.10.2002.

Фадеева Е. В. Роль «старшей» женщины в семье (по материалам Нижнего Амура и Сахалина) // Вопросы археологии, истории и этнологии Дальнего Востока. – Владивосток, 1997. – С. 50–54.

Физико-географические условия формирования экосистем // Заповедники Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1985. – С. 148–150.

Хакназаров С. Х. Территория традиционного природопользования коренных народов Севера в аспекте экологических проблем // Экология древних и современных обществ. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН , 2003. – Вып. 2. – С. 268–270.

Хасанова М. М. Проблемы контактов населения Нижнего Амура и Северо-Восточного Китая // Евразия: Этнос, ландшафт, культура. – СПб.: Евразийский Дом, 2001. – С. 280–326.

Чаадаева А. Я. Древний свет: Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. – 240 с.

Чаадаева А. Я. Кондонский дневник // Дальний Восток. – 1979. – № 3. – С. 138–145.

Шавкунов Э. В. Культура чжурчженей-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. – М.: Наука, 1990. – 284 с.

Шаньшина Е. В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России: Опыт мифологической реконструкции и общего анализа. – Владивосток: Дальнаука, 2000. – 156 с.

Широкогоров С. М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений (отдельный оттиск) // Изв. Вост. фак-та Дальневост. ун-та. – Шанхай, 1923. – Т. IXVII. – С. 101.

Широкогоров С. М. Этнографические исследования. – Владивосток: Изд-во ДВГУ , 2001. – Кн. 1, ч. 1. – 192 с.

Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. – Владивосток: Изд-во ДВГУ , 2002. – Кн. 1, ч. 2. – 142 с.

Шмаков Ю. Чёрные дыры сталинизма // ДВК. – 23.08. 2001.

Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. – СПб.: Изд-во Имп. АН . 1883. – Т. 1. – 323 с.; 1899. – Т. 2. – 314 с.; 1903. – Т. 3. – 145 с.

Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. – Хабаровск: Дальгиз, 1933. – 740 с.

Ямсков А. Н. Территории традиционного природопользования в Хабаровском крае // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М., 1996. ? № 96 (бюллетень). – 32 с.

Яницкий О. Н. Экологическая культура. – М.: Наука, 2007. – 271 с.

Ярмаркин Г. Округ: Делить на десять или умножать? (Экономика Дальнего Востока – 2001 г.) // Российская газета. – 5.04.2002.

Lopatin J. A. The Natives of the Amur Region // EL Palacio. XLVI. № 6. – Santa Fe; New Mexico, 1939.

Shirokogoroff S. M. Northen tungus Migrations in the Far East (Goldi and their Ethnical Affinities) // Journey of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. – Shanghai, 1926. – Vol. 57.