Душа и природа: Этнокультурные традиции славян и финно - угров - Список литературы
Проход по ссылкам навигации

Душа и природа: Этнокультурные традиции славян и финно - угров

Голубкова О.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // СБФ . Верования. Текст. Ритуал. – М.: Наука, 1994. – С. 84–111.

Агапкина Т.А. Мифоэпические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.

Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (древнерусские свидетельства о почитании деревьев) // Литература Древней Руси. Источниковедение. – Л.: Наука ЛО , 1988. – С. 224–235.

Акимова Л.И., Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древностей до наших дней. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 199–212.

Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. – М.– Л.: Изд-во АН ССС Р, 1959. – 106 с.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – СПб., 1914. – 424 с. (–38 + 386 с.).

Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди: Чудские изображения летящих птиц и мифических крылатых существ // МАО . Материалы по археологии восточных губерний. – 1899. – Т. 3. – С. 87–160.

Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности. Труды МАО . – М., 1890. – Т. XIV. – С. 81–226.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М.: Изд-во К. Солдатенкова. – Т. I: –1865. –800 с.; – Т. II: –1868. – 784 с.; – Т. III: –1869. – 840 с.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. – Новосибирск: Наука СО , 1990. – 270 с.

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука ЛО , 1989. – С. 63–88.

Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещей) // Из культурного наследия народов Восточной Европы. – СПб., 1992. – С. 5–12.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.

Байбурин А.К. Обрядовое перераспределение доли у русских // Судьбы традиционной культуры (Сборник статей и материалов памяти Л.М. Ивлевой). – СПб.: РИИИ , 1998. – С. 78–82.

Байбурин А.К., Логинов К.К. Обрядность русских Заонежья при строительстве нового дома // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Кар. Ф. АН ССС Р, ИЯЛИ , 1988. – С. 26–37.

Балов А. Следы древних верований в народном иконопочитании // ЖС. – 1891. – Вып. III. – С. 218–222.

Баранов Д.А., Мадлевская Е.Л. Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. – СПб.: МАЭ РАН , 1999. – С. 111–130.

Барсов Е.В. Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым. – Ч. I. Плачи похоронные, надгробные и надмогильные. – М.: Типогр. Соврем. Изв. “Знаменка”, 1872.

Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2002. – 92 с.

Бауло А.В. Атрибутика и миф: Металл в обрядах обских угров. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2004. – 160 с.

Бауло А.В. Религиозное мировоззрение и обрядовая практика // Сынские ханты. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2005. – С. 145–172.

Бауло А.В., Голубкова О.В. Икона-идол северных хантов // Памяти И.Н. Гемуева. Сб. науч. статей и воспоминаний. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2007. – С. 77–83.

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало ХХ в. – М.: Изд-во АН ССС Р, 1958. – 394 с. (ТИЭ . Новая серия. – Т. XLV).

Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символов. – М.: Индрик, 2001. – 320 с.

Белорусы . – М.: Наука, 1998. – 503 с. (Народы и культуры).

Бережнова М.Л. О соотношении духовного и материального в похоронном обряде русских // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Втор. всерос. науч. конф. – Ч. II. – Омск, 1994. – С. 52–56.

Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира через умерших у русских Среднего Прииртышья // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Трет. всерос. науч. конф. – Омск, 1998. – С. 227–231.

Бернштам Т.А. Обряд “расставание с красотой” (к семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде) // Памятники культуры народов Европы и Европейской части ССС Р. – Л.: Наука ЛО , 1982а. – С. 43–66. (МАЭ . – Вып. XXXVIII).

Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // СЭ . – 1982б. – № 1. – С. 22–34.

Бернштам Т.А. Урочище Чупрово (природно–культурный памятник в Пинежском районе) // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. – СПб.: Наука, 1992. – С. 165–194.

Бирюков Я.О. Сибирские заговоры (записаны в разных местах Томской губернии и Семипалатинской обл.) // Алтайский сборник, 1911. – Т. II. – Текст № 24 (2).

Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). – Новосибирск: Наука СО , 1978. – 159 с.

Боярский П.В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики // Ставрографический сборник. – М.: Древлехранилище, 2001. Кн. 1. – С. 130–165.

Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Пятница // ЭС . – СПб., 1898. – Т. ХХ V. – С. 944–945.

Васильев М.К. Антропоморфические представления в верованиях украинского народа // ЭО . – 1890. – № 1. – С. 87–100.

Васильев М.К. Антропоморфические представления в верованиях украинского народа // ЭО . – 1892. – № 4. – С. 160–175.

Велецкая Н.Н. О генезисе древнерусских “змеевиков” // Древности славян и Руси. – М.: Наука, 1988. – С. 206–211.

Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М.: София, 2003. – 240 с.

Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды // ЖМН П. – 1876. – № 183. – С. 260–265.

Веселовский А.Н. Несколько новых данных к народным представления о Доле // ЭО . – 1891. – № 2. – С. 20–28.

Веселовский А.Н. Молитва св. Сисиния и Верзилово коло // ЖМН П. – 1895. – С. 226–234.

“Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую…” Старообрядческий фольклор Нижегородской области / Сост. и коммент.: О.А. Савельева, Л.Н. Новикова. – Новосибирск: Изд-во СО РАН , филиал “Гео”, 2001. – 266 с.

Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской “русальной” традиции // СБФ . Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. – М.: Наука, 1986. – С. 88–133.

Виноградова Л.Н. Общее и специфическое в славянских поверьях о ведьме // Образ мира в слове и ритуале: Балканские чтения – I. – М., 1992. – С. 58–73.

Виноградова Л.Н. Откуда дети берутся? Полесские формулы о происхождении детей // СБФ . Этнолингвистическое изучение Полесья. – М.: Наука, 1995. – С. 173–188.

Виноградова Л.Н. Региональные особенности полесских поверий о домовом // СБФ . – М.: Наука, 1996. – С. 142–152.

Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Материалы к сравнительной характеристике женских мифологических персонажей // Проблемы культуры. – М., 1989. – С. 88–95.

Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Мотив “уничтожения – проводов нечистой силы” в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры (Погребальный обряд). – М.: Наука, 1990. – С. 99–118.

Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX – начало ХХ вв.). – СПб.: Наука, 1994. – 124 с.

Винокурова И.Ю. Пернатое царство в мифологических представлениях вепсов // Фольклористика Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 1998. – С. 49–58.

Винокурова И.Ю. Вепсская этнозоологическая классификация змей и севернорусские параллели // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Междунар. науч. конф. “Рябининские чтения”–2003). – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 2003. – С. 157–159.

Владыкин В.Е. Религиозно–мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 384 с.

Власова М.Н. Русские суеверия. ЭС . – СПб.: Азбука, 1998. – 672 с.

Вольтер Э.А. Крестовые сосны (ristipetaia). К вопросу о некрокульте у финских народностей // ЖС. – 1915. – Вып. III. – Прил. № 3. – С. 33–35.

Воронин Н.Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в ХI веке // Краеведческие записки. – Ярославль, 1960. – Вып. IV. – С. 25–89.

Вундт В. Миф и религия // Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия. – М.; СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 245–824.

Галиопа В.А. Архаические формы намогильных знаков–памятников у верхневычегодских коми // Этническое единство и специфика культур. Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2002. – С. 83–85.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и космос. – Новосибирск: Наука СО , 1990. – 232 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1999. – 240 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2001. – 160 с.

Гемуев И.Н., Пелих Г.И. О погребальной обрядности у селькупов // Acta Ethnographica Hungarica. – Budapest: Akademiai Kiado, 1993. – № 38 (1–3). – P. 287–308.

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX – начало XX в. – Новосибирск: Наука СО , 1986. – 190 с.

Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их жителей, обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. – СПб., 1799. – 500 с. (–XV + 385 с.).

Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповского уезда Новгородской губернии // ЭО . – 1895. – № 4. – С. 122–125.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. – М.: Худож. лит., 1982. – 431 с.

Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. Диссертация на соиск. уч. степ. к.и.н. – Екатеринбург: ИИА УрО РАН , 2008. – 293 с.

Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: Изд-во ИИА УрО РАН , 1995. – 606 с.

Голубкова О.В. Этнокультурное взаимодействие русских и северных коми-зырян в сфере сакрального символизма // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2006. – № 3. – С. 101–111.

Голубкова О.В. Орнитоморфные представления о душе у комизырян // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2007. – № 3. – С. 125–134.

Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. – М., 1888. – 91 с.

Гринкова Н.П. Обряд “вождение русалки” в селе Б. Верейка Воронежской области // СЭ . – 1947. – № 1. – С. 178–184.

Громыко М.М. Дохристианские верования в быту сибирских крестьян ХVIII – ХIХ веков // Из истории семье и быта сибирского крестьян-ства ХVIII – начала ХХ вв. – Новосибирск: Наука СО , 1975. – С. 71–102.

Грысык Н.Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских // Из культурного наследия народов Восточной Европы. – СПб., 1992. – С. 56–60.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997. – 910 с.

Гура А.В. Звуки и голоса животных в традиционных народных представлениях // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. – М.: Индрик, 1998. – Т. II. – С. 95–101.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.– СПб.: Гостиный двор, Кузнецкий мост. – Т. I (А–З): – 1880. – 724 с.; – Т. II (И–О): – 1881. – 807 с.

Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Русское колдовство. – М. – СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 7–116.

Денисова И.М. Зооморфная модель мира и ее отголоски в русской народной культуре // ЭО . – 2003. – № 6. – С. 19–40.

Денисова И.М. Обрядность троицкой березки: поиски семантических корней образа // Животные и растения в мифоритуальных системах. – СПб.: ГМИ Р, РЭМ , 1996. – С. 71–73.

Динцес Л.А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства // СЭ . – 1947. – № 2. – С. 67–94.

Динцес Л.А. Изображение змееборца в русском народном шитье // СЭ . – 1948. – № 4. – С. 36–53.

Дмитриева С.И. Мезенские кресты // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1984. – Л.: Наука, 1986. – С. 461–466.

Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. – М.: Наука, 1988. – 240 с.

Древлянский П. Белорусские народные предания – СПб., 1846. – 130 с. (ЖМН П. “Литературное прибавление”).

Дуйчев И.С. К вопросам языческих жертвоприношений // Из культурного наследия Древней Руси. – М.: Наука, 1976. – С. 31–34.

Елеонская Е.Н. Крещение и похороны кукушки в Тульской губернии // ЭО . – 1912. – № 1–2. – С. 146–154.

Елеонская Е. Заговор и колдовство на Руси в XVII и XVIII столетиях // Русское колдовство. – М.; СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 117–214.

Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л.: Наука ЛО , 1991. – 208 с.

Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. – Ч. 1. Описание внешнего и внутреннего быта. – М., 1877. (ИОЛЕАЭ . – Т. 30. ТЭО . – Кн. 5. – Вып. 1).

Жеребцов Л.Н. Историко–культурные взаимоотношения коми с соседними народами. – М.: Наука, 1982. – 224 с.

Жеребцов Л.Н. Проблемы этнической истории народа коми // Проблемы этногенеза народа коми. – Сыктывкар: Изд-во КФ АН ССС Р, 1985. – С. 109–119. (Труды ИЯЛИ . – Вып. 36).

Заварицкий Г.К. Из легенд и поверий Саратовского Поволжья о змеях // ЭО . – 1915. – № 3–4. – С. 85–89.

Заварицкий Г.К. О том свете и об этом. Рассказы Саратовского Поволжья // ЭО . – 1916. – № 1–2. – С. 67–83.

Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великорусов Владимирской губернии // ЭО . – 1914. –№ 3–4. – С. 81–178.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. – М.: Индрик, 1994. – 400 с.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: Индрик, 1995. – 432 с.

Зенько А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: Структура и вариативность. – Новосибирск: Наука, 1997. – 160 с.

Зенько А.П. Опыт изучения традиционной культуры коми-зырян юга Тюменской области (по материалам этнографической экспедиции 1991 г.) // Итоги полевых исследований. – М., 2000. – С. 150–176.

Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. – Новосибирск: Наука СО , 1987. – 400 с.

Иванов В.В. Ритуальное сожжение конского черепа и колеса в Полесье и его индоевропейские параллели // СБФ . – М.: Наука, 1989. – С. 79–87.

Иванов В.И., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). – М.: Наука, 1965. – 246 с.

Иванов В.И., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974. – 344 с.

Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. – СПб.: РИИИ , 1994. – 236 с.

Ильина И.В. Коми-карельские параллели в религиозно-магических представлениях о ели // Карелы: Этнос, язык, культура, экономика. Проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в ССС Р (тезисы докладов). – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , 1989. – С. 53–55.

Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока. – Сыктывкар: Изд-во КН Ц УрО РАН , ИЯЛИ , 2008. – 225 с.

Казанцев В.И. Социально-экономическая история Нижнего Чумыша в XVIII веке // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры: Материалы краевой научно–практической и методической конференции. – Тальменка, 1997. – С. 67–74.

Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси – СПб., 1877. (Записки РГО по отд. этнографии. – Т. VII).

Кандинский В. Из материалов сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям) // ЭО . – 1889. – Кн. 3. – С. 102–110.

Карих Е.В. Процессы этнокультурного взаимодействия в ходе хозяйственного освоения Тобольского Севера в XIX – начале XX в. // Сибирский плавильный котел: Социально-демографические процессы в Северной Азии XVI – начала XX века. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – С. 153–165.

Кастрен М.А. Путешествие по Лапландии, северной России и Сибири (1838–1844, 1845–1849) // Магазин землеведения и путешествий. – М., 1860. – Т. VI. – Ч. II. – 436 с.

Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с кумовством // ЭО . – 1912. – № 1–2. – С. 101–139.

Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное изд-во, 1994. – 144 с.

Козлова Н.К. Мотивы и сюжеты о беременности и родах женщины от мифического любовника в восточнославянских быличках и поверьях // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Трет. всерос. науч. конф. – Ч. I. – Омск, 1994. – С. 61–64.

Козлова Н.К. Змея внутри человека (сюжеты и мотивы мифологических рассказов) // Народная культура Сибири – Омск: ОГ ПУ, 2001. – С. 143–148.

Колчин А. Из статьи “Верования крестьян Тульской губернии” (1. Ведьмы, колдуны и колдуньи) // Русское колдовство. – М. – СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 417–438.

Конаков Н.Д. Коми мифологическая модель мира // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. – Архангельск, 1989. – С. 63–67.

Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. – Сыктывкар: Изд-во КН Ц УрО РАН , 1996. – 131 с.

Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми. Формирование и современное этнокультурное состояние. – М.: Наука, 1991. – 232 с.

Конкка А.П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Кар. Ф. АН ССС Р, ИЯЛИ , 1986. – С. 85–112.

Конкка А.П. Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел (материалы к описанию обряда) // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Кар. Ф. АН ССС Р, ИЯЛИ , 1988. – С. 77–95.

Конькова О.И. Мужчина и женщина в жизни после смерти (Археолого-этнографические заметки о погребальном обряде у финноязычного населения Северо-Запада России) // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. – СПб.: МАЭ РАН , 1999. – С. 23–38.

Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – М.: Клюкин, 1901. – 723 с.

Корусенко М.А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII–ХХ вв.: Опыт анализа структуры и содержания. – Новосибирск, 2003. (Этнографо–археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. – Т. 7).

Коршунков В.А. Мифоритуальные основы восточнославянского детского фольклора: Заговорная формула в потешке “Сорока” // Материалы молодеж. фольклор. науч. конф. “XII Виноградовские чтения” – Нижний Новгород, 2002. – С. 92–95.

Косарев М.Ф. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древностей до наших дней. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 42–53.

Костоловский И.В. Месть за обиду // ЭО . – 1902. – № 4 (кн. 55). – С. 115–116.

Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. – М., 1868. – 302 с. (–[12] + 252 + 038 с.).

Кривощекова-Гантман А.С. Ономастика на службе истории края // Языки и ономастика Прикамья. – Пермь: Коми-Пермяцкое книжное изд-во, 1973. – С. 20–37.

Криничная Н.А. Дом: Его облик и душа (к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе в народном изобразительном искусстве). – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 1992. – 30 с.

Криничная Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 1995. – 40 с.

Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза. – Т. 2: Былички, бывальщины, поверья о людях, обладающих магическими способностями. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , 2000. – 410 с.

Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2004. – 1008 с.

Крюкова Т.А. “Вождение русалки” в селе Оськине Воронежской области // СЭ . – 1947. – № 1. – С. 185–192.

Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX–ХХ вв. / Сост. А.В. Черных. – Пермь: Изд-во ПОНИ ЦАА , 2004. – 114 с.

Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис // ЭО . – 1904. – № 1. – С. 67–90; – № 2. – С. 56–109.

Кулемзин М.В. Представления восточных хантов о живых и неживых предметах // Из истории Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1976. – Вып. 19. – C. 234–239.

Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во ТГУ , 1984. – 191 с.

Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края // ЭО . – 1890а. – № 1. – С. 44–60.

Куликовский Г.И. О культе медведя (приложение к статье Н. Ядринцева) // ЭО . – 1890б. – № 1. – С. 101–113.

Курилов В.Н. Пермская ономастика Барабы: к этнической истории Южной Сибири // Народы Сибири: история и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1997. – С. 53–62.

Курилов В.Н. Крест на перекрестке: свидетельство XVII столетия // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2004. – Т. Х. – Ч. II. – С. 69–72.

Курилов В.Н. Расселение русских старожилов Западной Сибири в середине XIX в. – Новосибирск: ПреПресс-Студио, 2005. – 222 с.

Курочкин А.В. Растительная символика календарной обрядности украинцев // Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наука, 1982. – С. – 138–163.

Лапина М.А. Этика и этикет хантов. – Томск: Изд-во ТГУ , 1998. – 115 с.

Лаушкин К.Д. Баба Яга и одноногие боги // Фольклор и этнография. – Л.: Наука ЛО , 1970. – С. 181–186.

Лашук Л.П. Формирование народности коми. – М.: Наука, 1972. – 290 с.

Левкиевская Е.Е., Усачева В.В. Полесский водяной на общеславянском фоне // СБФ . – М.: Наука, 1996. – С. 153–172.

Леонтьева С.Г. Материалы о народном почитании крестов на северо-западе России // Альманах “Канун”. – Вып. 4: Антропология религиозности. – СПб., 1998. – С. 376–385.

Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. – Сыктывкар: Изд-во КН Ц УрО РАН , ИЯЛИ , 1998. – 128 с.

Липинская В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (ХVIII–XX вв.) – М.: Наука, 1987. – 224 с.

Лихачева О.П. Некоторые замечания об образах животных в древнерусской литературе // Культурное наследие Древней Руси. – М.: Наука, 1976. – С. 99–105.

Логинов К.К. О жертвоприношениях в Заонежье // Обряды и верования народов Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Кар. Ф. АН ССС Р, ИЯЛИ , 1992. – С. 46–67.

Логинов К.К. Деревья и кустарники в поверьях народов Карелии // ЖС. – 2004. – № 3. – С. 2–6.

Лукина Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1990. – С. 179–191.

Лукьянова Т.П. О некоторых старинных обрядах на Брянщине (из дневника фольклориста) // СЭ . – 1972. – № 2. – С. 85–87.

Лысенко О.В. Ритуальные функции придорожных крестов в восточнославянской этнокультурной традиции // Церковная археология. – СПб., 1998. – Вып. 4. – С. 181–185.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука СО , 1988. – 225 с.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. – Новосибирск: Наука СО , 1989. – 242 с.

Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX – начало ХХ века. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2004. – 240 с.

Любимова Г.В., Голубкова О.В. Почитание крестов и культ гор в религиозно-обрядовой практике забайкальских старообрядцев // Этнография Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2000. – С. 113–117.

Люцидарская А.А. Старожилы Сибири: Историко-этнографические очерки. XVII – начало XVIII в. – Новосибирск: Наука, 1992.

Майничева А.Ю. О семантике святочных игр сибиряков–старожилов Приобья // Сибирь в панораме тысячелетий (Мат. межд. симпозиума). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1998. – Т. 2. – С. 299–307.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – СПб.: ТОО “ПОЛИСЕТ ”, 1994. – 448 с.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (фрагменты) // Русское колдовство. – М.; СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 215–362.

Мамсик Т.С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: Механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры. – Новосибирск: Наука СО , 1989. – 240 с.

Мамсик Т.С. Социальный фактор в этнокультурном развитии русских старожилов Сибири (агрохозяйственный комплекс начала ХIХ века) // Сибирь в панораме тысячелетий (Мат. междунар. симпоз.). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1998. – Т. 2. – С. 308–318.

Мамсик Т.С. У истоков сибирского евразийства // Сибирское общество в контексте модернизации XVIII–XX вв. Сборник материалов конференции. – Новосибирск: Изд-во НГУ , 2003. – С. 26–34.

Мамсик Т.С. Поволжье и Приобье: очаги раннего культурного взаимодействия. XVII – середина XIX в. // Сибирский плавильный котел: Социально–демографические процессы в Северной Азии XVI – начала XX века. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – С. 38–61.

Мансветов И.Д. Византийский материал для сказания о двенадцати трясовицах // Древности: Труды МАО . – М., 1881. – Т. IХ. – Вып. 1. – С. 24–36.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Наука, 1978. – 208 с.

Мельников П.И. Очерки Мордвы // Русский вестник. – 1867. – Т. 71. – № 10. – С. 397–430.

Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). – Новосибирск: Наука СО , 1979. – 217 с.

Мифология коми. Энциклопедия Уральских мифологий. – Т. I. – М. – Сыктывкар: Изд-во ДИК , 1999. – 480 с.

Мифология манси. Энциклопедия Уральских мифологий. – Т. II. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2001. – 196 с.

Михайлова Р.Д. Об одной змеевидной композиции и культе змеи // Вещь в контексте культуры: Материалы науч. конференции. – СПб., 1994. – С. 46–47.

Молданов Т.А., Молданова Т.А. Боги земли Казымской. – Томск: Изд-во ТГУ , 2000. – 114 с.

Мошинская В.И. Некоторые данные о роли лошади в культуре населения крайнего севера Зап. Сибири // История, археология и этнография Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1979. – С. 34–45.

Мошинская В.И., Лукина Н.В. О некоторых особенностях в отношении к собаке у обских угров // Археология и этнография Приобья. – Томск: Изд-во ТГУ , 1982. – С. 46–60.

Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // ЭО . – 1903. – № 2. – С. 76–86.

Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян // ЭО . – 1907. – № 1–2. – С. 1–23.

Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Правда, 1982. – 576 с.

Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. – М.: Наука, 2005. – 805 с. (Народы и культуры).

Народы Поволжья и Приуралья: Историко-этнографические очерки. – М.: Наука, 1985. – 310 с.

Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с. (Народы и культуры).

Наследство. Альманах Коми отделения Общероссийского общественного движения “Православная Россия”. – Сыктывкар: Эском, 2005. – № 1. – 144 с.

Невская Л.Г. Пёстрое в балто-славянском: семантика и типологии // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992. – С. 88–100.

Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края // Записки Западно-Сибирского отдела Имп. РГО . – Омск, 1903. – Кн. ХХХ . – С. 29–230.

Несанелис Д.А., Шарапов В.Э. Тема смерти в детских играх: опыт этносемиотического анализа (по материалам традиционной культуры коми) // Смерть как феномен культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Сыктывкар: Изд-во Сыкт. ГУ , 1994. – С. 122–134.

Неуступов А.Д. Из преданий и легенд крестьян Васьяновской волости Кадниковского уезда // ЭО . – 1902. – № 1. – С. 167–168.

Никитина А.В. Кукушка в славянском фольклоре. – СПб.: Изд-во филолог. фак. СПб. ГУ , 2002. – 176 с.

Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевики. – М.: Наука, 1991. – 124 с.

Новиков А.В. Собаки в мировоззрении и ритуальной практике древнего населения лесостепной и южно-таежной зон Западной Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2001. – № 1. – С. 72–83.

Новикова Н.И. Религиозные представления манси о мире // Духовная культура народов Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1980. – С. 95–103.

Новичкова Т.А. Эпос и миф. – СПб.: Наука, 2001. – 248 с.

Овсяников О.В., Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян. – Л., 1990. – С. 60–76.

Овсянников О.В., Ясински М.Э. О деревянных крестах Русского Севера // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. – Архангельск, 1995. – С. 26–74.

Окладников А.П. Олень Золотые Рога. – М.–Л.: Наука, 1964. – 238 с.

Орфинский В.П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма // Народное зодчество. Межвузовский сборник. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1998. – С. 49–83.

Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. – СПб.: Алетейя, 1998. – 320 с.

Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН , 2004. – 414 с.

Пермиловская А.Б. Деревянные кресты Русского Севера // Ставрографический сборник. Кн. I. – М.: Древлехранилище, 2001. – С. 236–261.

Повесть временных лет. – М.; Л.: Наука, 1950.

Повод Н.А. Коми Северного Зауралья (XIX – первая четверть ХХ в.). – Новосибирск: Наука, 2006. – 272 с.

Покровский Н.Н. Документы ХVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам // СЭ . – 1981. – № 5. – С. 96–108.

Поляков И.С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби // Записки Имп. АН . – 1877. – Т. 30. – С. 1–187.

Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. – Л.: Искусство, 1994. – 191 с., 60 илл.

Попов Р. Осенние женские жертвоприношения у русских и болгар // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. – М.: Индрик, 1998. – Т. II. – С. 170–177.

Попова А.М., Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // СЭ . – 1936. – № 3. – С. 78–83.

Порчинский Л.А. Бабочка в представлении народов в связи с народным суеверием // Любитель природы. – Пг., 1915. – № 11–12. – С. 3–24.

Прибалтийско-финские народы России – М.: Наука, 2003. – 671 с. (Народы и культуры).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: Изд–во СПб. ГУ , 1996. – 366 с.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2005. – 128 с.

Разумовская Е.Н. Плач с “кукушкой”. Традиционное необрядовое голошение русско-белорусского пограничья // СБФ . Этногенетическая общность и типологические параллели – М.: Наука, 1984. – С. 160–178.

Ромбандеева Е.И. Погребальный обряд сыгвинских манси // Семейная обрядность народов Сибири. – М.: Наука, 1980. – С. 232–238.

Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. – Сургут: Северный дом, 1993. – 208 с.

Рочев Ю.Г. Традиционные представления коми об орте и их трансформация в современности // Традиция и современность в культуре сельского населения Коми АСС Р. – Сыктывкар: Изд-во КФ АН ССС Р, 1985. – Вып. 37. – С. 57–70. (Труды ИЯЛИ ).

Румынские сказки (“Послушная дочь старика”). – М., 1960. – С. 40–45.

Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука СО , 1989. – 176 с.

Русская мифология. Энциклопедия / Сост., ред., пред.: Мадлевская Е.Л. – М.– СПб.: Эксмо, Мидгард, 2006. – 784 с.

Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: Волшебные. О животных / Сост. Р.П. Матвеева, Т.Г. Леонова. – Новосибирск: Наука, 1993. – 352 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. – Новосибирск: Наука, 1997. – Т. 13. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Рутткаи-Миклиан Э. Родство души и тела. Реинкарнация // Сынские ханты. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2005. – С. 99–112.

Рыбаков Б.А. Космогоническая символика “чудских” шаманских бляшек и русских вышивок // Финно-угры и славяне. – Л.: Наука ЛО , 1979. – С. 7–34.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608 с.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. – 784 с.

Савельева О.А. Вся природа Господня // “Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую…” Старообрядческий фольклор Нижегородской области. – Новосибирск: Изд-во СО РАН , филиал “Гео”, 2001. –С. 16–38.

Савельева Э.А. Этногенез коми-зырян (по данным археологии) // Проблемы этногенеза народа коми. – Сыктывкар: Изд-во КФ АН ССС Р, 1985. – Вып. 36. – С. 3–19. (Труды ИЯЛИ ).

Сагалаев А.М. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов. – Новоси-бирск: Наука СО , 1990. – С. 21–34.

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. – Новосибирск: Наука СО , 1991. – 155 с.

Садиков Р.Р. Культ священных рощ у закамских удмуртов // Коренные этносы севера Европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы. – Сыктывкар: Изд–во КН Ц УрО РАН , 2002. – С. 257–259.

Седакова О.А. Тема “доли” в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры (Погребальный обряд). – М.: Наука, 1990. – С. 54–63.

Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М.: Индрик, 2004. – 320 с.

Семенов В.А. Мертвые / живые – свои / чужие в похоронно-поминальных обрядах коми // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. – Архангельск, 1989. – С. 67–69.

Семенов В.А. О некоторых способах организации и описания космоса народами Уральской языковой семьи (к интерпретации числовых дефиниций) // Смерть как феномен культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Сыктывкар: Изд-во Сыкт. ГУ , 1994. – С. 115–121.

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Материалы предварительного изучения и опись. – Пермь, 1928.

Сидоров А.С. Следы тотемических представлений в мировоззрении зырян // Коми му. – Усть-Сысольск, 1924. – № 1–2. – С. 49.

Славянская мифология. ЭС .–М.: Междунар. отношения, 2002. – 512 с.

Словарь русских народных говоров. – Л.: Наука ЛО , 1970. – Вып. 6. – 358 с.

Словарь русских говоров Новосибирской области. – Новосибирск: Наука СО , 1979. – 606 с.

Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. – 289 с. (ИОАИЭ . – Т. 9. – Вып. 2).

Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1895. (ИОАИЭ . – Т. 12. – Вып. 4.).

Смирнова О.Н., Чувьюров А.А. К типологии деревянных крестов у коми-зырян // Этническое единство и специфика культур. Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: РЭМ , 2002. – С. 79–83.

Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древне-русского народного миросозерцания). – Сергиев Посад: Изд. книж. магазина М.С. Елова, 1913. – 208 с.

Соколов М.И. Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками // ЖМН П. – 1889. – № 6. – С. 339–368.

Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сборник МАЭ . – Л.: Наука ЛО , 1971. – Т. 27. – С. 211–238.

Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972. – 213 с.

Соколова З.П. О некоторых погребальных обычаях северных хантов и манси // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. – Новосибирск: Наука СО , 1978. – С. 169–175.

Соколова З.П. Ханты и манси (раздел главы Похоронная обрядность) // Семейная обрядность народов Сибири. – М.: Наука, 1980. – С. 125–143.

Соколова З.П. О культе предков у хантов и манси // Мировоззрение финно-угорских народов. – Новосибирск: Наука СО , 1990. – С. 58–72.

Соколова З.П. Культ Медведя // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2000. – № 2. – С. 121–130.

Соловьев А.И. Таежный мир: История и миф (бронзовые птички с личиной на груди) // Памяти И.Н. Гемуева. Сб. науч. статей и воспоминаний. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2007. – С. 164–176.

Соловьев В. Обетные кресты Коми края // Наследство. Альманах. – Сыктывкар, 2005. – № 1. – С. 46–49.

Сорвачева Ю.И. К вопросу об одном из элементов погребальной обрядности летских коми // Рябининские чтения – 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 2007. – С. 108–110.

Сорвачева Ю.И., Федюнев С.П. Особенности намогильных сооружений Прилузского района // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе. – Т. IX. – Сыктывкар: Изд-во КН Ц УрО РАН , 2006. – С. 115–120.

Сорокоумов Д.В. Намогильные сооружения русских Среднего Прииртышья в конце XIX–XX в. // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Трет. всерос. науч. конф. – Омск, 1998. – С. 225–227.

Сперанский М.Н. Придорожные кресты в Чехии и Моравии и византийское влияние на Западе // Археологические известия и заметки, издаваемые Имп. МАО . – 1895. – № 12. – С. 393–413.

Стишева А.Ю. К народным представлениям о душе в поминально–погребальной обрядности Русского Севера (локальный вариант) // Традиционные ритуалы и верования. – Ч. 1. – М.: ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1995. – С. 161–197.

Стоглав. Царския вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинах. – СПб., 1863.

Сумцов Н.Ф. Ворон в народной словесности // ЭО . – 1890. – № 1. – С. 61–86.

Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности // ЭО . – 1891а. – № 1. – С. 49–94.

Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности // ЭО . – 1891б. – № 3. – С. 69–84.

Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. – М.: Восточная литература, 1996. – 295 с.

Сурво В., Сурво А. “Внутренняя речь” традиции (почитание “святых мест” в традициях вепсов, карел и русских) // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. – Вып. 21. – М.: Сэфер, Институт славяноведения РАН , 2007 а. – С. 170–187.

Сурво В., Сурво А. Гендерные, возрастные и социальные аспекты почитания сельских святынь // Рябининские чтения – 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , ИЯЛИ , 2007 б. – С. 114–116.

Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Конец XIX – начало ХХ в. – Л.: Наука ЛО , 1985. – 172 с.

Сынские ханты. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2005. – 352 с.

Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края. – Пермь, 1924. – 28 с.

Талигина Н.М. Описание похоронного обряда сынских хантов // Народы Северо–Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1995. – Вып. 2. – C. 130–140.

Талигина Н.М. Потусторонние субстанции человека в представлениях сынских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1998. – Вып. 6. – C. 42–48.

Талигина Н.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. – Томск: Изд-во ТГУ , 2004. – 176 с.

Теплоухов Ф.А. Народное празднество “Три ёлочки” // Пермский край. – Пермь, 1892. – Т. II. – Вып. 1.

Теплоухов Ф.А. Древности Пермской чуди в виде баснословных людей и животных // Пермский край. – Пермь, 1893. – Вып. 2.

Теплоухов Ф.А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий сборник. – Пермь, 1926. – Вып. 11.

Теплоухов А.Ф. О древнем шаманском изображении из бронзы, бытовавшем на Конде среди вогул и остяков // СА . – 1947. – Вып. 9. – С. 239–248.

Терещенко А.В. Быт русского народа // Сочинения А.В. Терещенко. – Ч. I. – СПб.: Типография МВД, 1848. – 507 с.

Терновская О.А. Бабочка в народной демонологии славян: “душа-предок” и “демон” // Материалы к VI Международ. конгрессу по изучению стран Юго–Восточной Европы. София, 30.III.89 – 6.IV.89. Проблемы культуры. – М., 1989. – С. 151–160.

Терюков А.И. Представления коми-зырян о душе // Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах – М.: Ротапринт МГИК , 1979. – С. 174–182.

Терюков А.И. К изучению погребального обряда коми-ижемцев // Полевые исследования Института этнографии (1980–1981) – М.: Наука, 1984. – С. 200–226.

Терюков А.И. Поминальная обрядность народов коми и календарь // Время и календарь в традиционной культуре: Тез. докл. Всерос. науч. конф. – СПб.: Лань, 1999. – С. 154–157.

Тихомирова М.Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: Проблемы формирования и этнокультурных связей. – Омск: Издат. дом “Наука”, 2006. – 232 с.

Тобольская губерния: Список населенных мест по сведениям 1868 г. – СПб, 1871. – 268 c. (–272 + 196 с.). (Статистика Российской империи. – Т. LX).

Толстая С.М. Лягушка, уж и другие животные в обрядах вызывания и остановки дождя // СБФ . Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. – М.: Наука, 1986. – С. 22–26.

Толстая С.М. Символические заместители человека в народной магии // Судьбы традиционной культуры (Сборник статей и материалов памяти Л.М. Ивлевой). – СПб.: РИИИ , 1998. – С. 72–77.

Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточно-славянский этнолингвистический сборник. – М., 2001. – С. 151–205.

Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // СБФ . Этногенетическая общность и типологические параллели – М.: Наука, 1984. – С. 5–72.

Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянских народных ритуалах // Семиотика культуры: Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. – Архангельск, 1988. – С. 19–22.

Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры (Погребальный обряд). – М.: Наука, 1990. – С. 119–127.

Толстой Н.И. Славянские верования // Славянская мифология. ЭС . – М.: Междунар. отношения, 2002. – С. 8–16.

Тревер К.В. Собака–птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. – М.–Л.: ОГИ З, 1933. – С. 293–328.

Трубачев О.Н. Происхождение названий домашних животных в славянских языках (Этимологические исследования). – М.: Изд-во АН ССС Р, 1960. – 116 с.

Трусман Ю.А. Финские элементы в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии // ИРГО . – 1885. – Т. 21.

Тульцева Л.А. Рябина в народных поверьях // СЭ . – 1976. – № 5. – С. 88–99.

Тульцева Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культуре птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наука, 1982. – С. 163–174.

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М.: Изд-во МГУ , 1982. – 248 с.

Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А. Избранные труды. – М.: Гнозис, 1994. – Т. 2. – С. 53–128.

Ушаков Д.Н. Из “Материалов по народным верованиям великороссов” (Глава II. Колдуны и ведьмы) // Русское колдовство. – М. – СПб.: Эксмо; Terra Fantastica, 2002. – С. 396–416.

Федорова Н.В. Олень, собака, кулайский феномен и легенда о сихиртя // Древности Ямала. – Екатеринбург–Салехард: Изд-во ИИА УРО РАН , 2000. – С. 54–66.

Феоктистова И.К. Мифологическая основа преданий о березе // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Трет. всерос. науч. конф. – Омск, 1998. – С. 265–269.

Филин П.А., Фризин Н.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. Кн. 1. – М.: Древлехранилище, 2001. – С. 166–198.

Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М.: Наука, 1987. – 510 с.

Фомин А. Описание Белого моря с его берегами и островами вообще; так же частное описание островной Каменной гряды, к ней принадлежат Соловки, и топография Соловецкого монастыря с его островами; с приобщением морского путешествия в 1789 году в оный монастырь… – СПб.: Имп. АН , 1797. – 196 с.

Фрейман Н.Ф. Придорожная часовня – пережиток древнего “погребения на столбах и путях” // СЭ . – 1936. – № 3. – С. 86–92.

Фризин Н.Н. Деревянные надгробья Русского Севера: некоторые варианты развития пространственной структуры // Ставрографический сборник. Кн. I. – М.: Древлехранилище, 2001. – С. 199–235.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии (в 2 т.). – Т. I. – М.: ТЕ РРА–Книжный клуб, 2001. – 528 с.

Фурсова Е.В. “Шуликаны” и нечистая сила в селах Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. – 1994. – № 3. – С. 68–80.

Фурсова Е.Ф. Запреты-обереги на женские работы со льном (на примере восточнославянских этнокультурных групп Приобья) // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур. Тез. Межд. науч. конференции. – Т. II. Археология. Этнография. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1995. – С. 253–254.

Фурсова Е.Ф. Традиционно-бытовые особенности культуры белорусов-переселенцев конца ХIХ – начала ХХ в. (по мат. этнограф. экспедиций) // Белорусы в Сибири. – Новосибирск, 2000. – С. 102–124.

Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX – первая треть ХХ вв.). – Часть II: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 2003. – 268 с.

Фурсова Е.Ф. Орнитоморфная символика в традиционной культуре крестьян Приобья, Барабы, Кулунды и Алтая конца XIX – начала ХХ века // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2006. – № 2. – С. 126–136.

Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда // Записки Имп. АН . – 1847. – Т. LVII, отд. 3. – С. 101–113, 132–153.

Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии // ИОЛЕАЭ . – 1889. – Кн. 9. – С. 122–149. (ТЭО . –Т. 61).

Харузин Н.Н. О преданиях про животных, жительствующих при храмах // ЭО . – 1907. – № 1–2. – С. 60–63.

Харузина В.Н. Крещение и похороны кукушки в Орловской губернии // ЭО . – 1912. – № 1–2. – С. 140–145.

Христов П. Южнославянские семейно-родовые праздники у обетных крестов // ЖС. – 2002. – № 4. – С. 7–9.

Хршановский В.А. Собака в погребальном обряде античного Боспора // Животные и растения в мифоритуальных системах. – СПб.: ГМИ Р, РЭМ , 1996. – С. 36–37.

Худяков М.Г. Культ коня в Прикамье // Из истории докапиталистических формаций: Сборник статей к сорокапятилетию научной деятельности Н.Я. Марра. – М.–Л.: ОГИ З, 1933. – С. 251–279.

Цивьян Т.В. Змея?птица: к истолкованию тождества (румынская фольклорная традиция) // Фольклор и этнография. У этнических истоков фольклорных сюжетов и образов. – Л.: Наука ЛО , 1984. – С. 47–57.

Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века. – Пермь: Коми-Пермяцкое книжное изд-во, 1993.

Чагин Г.Н. Олень золотые рога (материалы к реконструкции обряда) // Этнокультурное наследие Вятско-Камского региона: проблемы, поиски, решения. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию Д.К. Зеленина. – Киров, 1998. – С. 30–34.

Чебоксаров Н.Н. Этногенез коми по данным антропологии // СЭ . – 1946. – № 2. – С. 51–80.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. культуры. – М.: Наука, 1971.

Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. – М., 1974.

Черемисин Д.В. К ирано-тюркским связям в области мифологии. Богиня Умай и мифическая птица // Народы Сибири: История и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН , 1997. – С. 31–43.

Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. – Л.: ЛГУ , 1983. – 169 с.

Черепанова О.А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. – СПб., 1996.

Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). – Л., 1935.

Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // ТИЭ , н.с. – М.;Л., 1959. – Т. 51 – С. 116–156.

Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ , 1987. – 284 с.

Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины ХХ в. – Ч.1. Весна, лето, осень. – Пермь: Пушка, 2006. – 368 с.

Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX–ХХ вв. // Обряды и обрядовый фольклор. – М.: Наука, 1982. – С. 114–127.

Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХVI – ХIХ вв. –М.: Изд-во АН ССС Р, 1957. – 236 с.

Чудова Т.И. Пища в контексте похоронно-поминальной обрядности коми (зырян) // Рябининские чтения – 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. – Петрозаводск: Изд-во Кар. НЦ РАН , 2007. – С. 132–134.

Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография Русского Севера. – Л., 1973. – С. 209–223.

Шарапов В.Э. Береза, сосна и ель в традиционном мировоззрении коми // Эволюция и взаимодействие культур народов северо-востока европейской части России. – Сыктывкар: Изд-во КН Ц РАН , 1993. – С. 126–147.

Шарапов В.Э. Нательный крест в традиционном мировоззрении коми // Ставрографический сборник. – М.: Древлехранилище, 2001. – Кн. 1. – С. 297–306.

Шарапов В.Э. Символы Рая в фольклоре коми-старообрядцев // Арт. – Сыктывкар, 2004. – № 4. – С. 145–148.

Шаргородская Т.И. Верования, связанные с животными, у русских Муромцевского района Омской области (по материалам экспедиции) // Русский вопрос: История и современность. Мат. докл. Трет. всерос. науч. конф. – Омск, 1998. – С. 231–233.

Шашков Т.А. Старообрядческие самосожжения на Урале и в Сибири в XVII – начале XVIII вв. // Сургут. Сибирь. Россия. Международная научно-практическая конференция, посвященная 400-летию г. Сургута: доклады и сообщения. – Екатеринбург, 1995. – С. 134–166.

Шашков А.Т. Северный Урал и Нижнее Приобье в конце XV – XVI вв. (по русским и иностранным источникам) // Историческая наука на рубеже веков. – Екатеринбург: НПМП “Волот”, 2000. – С. 94–108.

Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. – Т. II: – СПб., 1893. – 589 с.; – Т. III: – СПб., 1902. – 535 с.

Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Изыскания I: Кресты новгородские до XV века, неподвижные и нецерковной службы // ЖМН П. – 1907. – № 6, отд. 2. – С. 417–421.

Шургин И.Н. Деревянные намогильные памятники кладбища деревни Кучкас на Верхней Пинеге // Каргополь. Историческое и культурное наследие. – Каргополь, 1996. – С. 173–192.

Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. – Ижевск: Удмурт. ИИЯЛ УрО РАН , 2001. – 304 с.

Шухов И.Н. Зыряне Тарского округа и их охотничий промысел // Известия Государственного Западно-Сибирского музея. – Омск: Изд-во Западно-Сибирского музея. – 1928. – № 1. – С. 99–120.

Щепанская Т.Б. Пронимальная символика // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. – СПб.: МАЭ РАН , 1999. – С. 149–190.

Элиаде М. Аспекты мифа. – Ульяновск: Инвест-ППП, 1995. – 240 с.

Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – М. – Минск: АСТ , Харвест, 2005. – 400 с.

Ядринцев Н. О культе медведя преимущественно у северных инородцев // ЭО . – 1890. – № 1. – С. 101–113.

Янович В.М. Пермяки: Этнографический очерк. – СПб.: Типография МВД, 1903. – 122 с. (Оттиск из журнала “Живая старина”).

Ясински М.Э., Овсянников О.В. Пустозерск. Русский город в Арктике. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. – 400 с.

Яшкина В.Б. Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX – ХХ вв. // Канун: Альманах. – СПб., 1998. – Вып. 4: Антропология религиозности. – С. 336–374.

Ящуржинский Хр. Рождественская интермедия “Коза” // Киевская старина. – 1898. – Кн. XII.

Holmberg U. Die Wassergottenheiten der finnisch–ugrischen Volker // Suomalais–ugrieschen seran toimitaska. – Helsinki, 1913. – T. 32.

Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. –Helsinki, 1958. – Vol. 113. – 444 S.

Кarjalainen K.F. Die Religion der Jugra Volker. – Helsinki, Porvoo. 1921 – Bd. 1; 1922. – Bd. 2; 1927. – Bd. 3.

Munkacsi B. Vogul nepkoltesi gyujtemeny. I. – Budapest, 1892–1902.

Munkacsi B. Vogul nepkoltesi gyujtemeny. II. – Budapest, 1910–1921.

Sirelius V.T. Ornamente auf Birkenrinde und Fell bei den Ostjaken und Wogulen. – Helsingfors, 1904.

Survo V. Kirjottua historiaa // Rajantakaista Karjalaa – Toim I.–Lehtinen, Helsinki: Kulttuurien museo, 2008. – S. 156–164.