Изучены семейные отношения, этнопедагогика и детская культура немцев Западной Сибири в течение всего периода их проживания в регионе
Проход по ссылкам навигации

Изучены семейные отношения, этнопедагогика и детская культура немцев Западной Сибири в течение всего периода их проживания в регионе

В ходе исследований изучены проблемы этнографии семьи и детства немецкого населения Западной Сибири. Материалы и источники, используемые в работе, дали возможность зафиксировать состояние семейных отношений, этнопедагогики и детской культуры в течение всего периода проживания немцев на территории Западной Сибири, т.е. с конца XIX до начала XXI в. Это позволило проследить эволюцию форм семьи и брака, методов воспитания, адаптация которых явилась необходимым условием существования этноса в изменяющихся обстоятельствах, а также увидеть определенные различия между группами немецкого населения, связанные с их групповой и конфессиональной принадлежностью. Анализ этнографических, исторических, статистических материалов показал, что процессы, происходящие в рамках семьи, находятся в прямой зависимости от социально-экономических, политических и культурных преобразований в государстве в целом. Именно эти факторы определили национальные и локальные особенности в изучаемой сфере. В результате проведенного исследования выявлено значительное влияние конфессиональных общин католиков, лютеран, баптистов, меннонитов и пятидесятников на развитие семейных отношений, воспитание детей.

Разработана типология семей немцев Западной Сибири. Основным типом являлись сложные семьи однолинейного подтипа, обычно трехпоколенные. При анализе структуры и численности семей выявлены различия в однонациональных и смешанных семьях. В настоящее время специфической чертой немецкой и русско-немецкой семей, где жена – немка, а муж – немец или русский, является более высокий процент многодетных семей (пять и более детей). Установка на большое число рождений наиболее характерна для семей меннонитов и баптистов.

Выявлены особенности воспитательного процесса, обусловленные отношением немцев к труду как принципу существования и образу жизни. Большое влияние на воспитательный процесс оказывал религиозный фактор, т.к. религиозная жизнь в период официального запрещения перемещается в семейную сферу.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в организации детского досуга также значительную роль играла семья и формы общесемейного времяпровождения: совместное чтение книг, исполнение песен. В меннонитских семьях особое внимание уделялось музыкальному образованию ребенка. Важную роль в передаче и сохранении традиций играла традиционная праздничная культура. Праздники календарного цикла, среди которых самыми любимыми были Рождество и Пасха, также можно рассматривать как элементы этнической социализации ребенка и формирования этнокультурных особенностей детского мировоззрения.

С началом Великой Отечественной войны, а затем и под влиянием депортации, мобилизации в трудармию, режима спецпоселения происходят значительные трансформационные процессы в семейной сфере немецкого населения Западной Сибири. Депортация немцев Поволжья разобщила многие семьи, родственники терялись в дороге, были распределены по разным населенным пунктам. Мобилизация в трудармию привела к тому, что многие дети росли без родителей, оставаясь на попечении родственников. Многие из детей, чьи родители были мобилизованы, попали в детские дома, количество которых в военное время значительно возросло. В результате тесного межэтнического общения происходит заключение межнациональных браков, развивается билингвизм.

С начала 1990-х гг. отношение к немецкому населению меняется: проведена реабилитация, организованы национальные районы, предоставлена возможность эмигрировать в Германию. Все это повлекло за собой изменение механизмов этнической социализации. Принадлежность к немецкому народу перестала быть опасной, напротив, быть немцем стало престижным. Это подтверждает тот факт, что дети из смешанных семей все чаще выбирают немецкую национальность.

Современная ситуация характеризуется расширением влияния и деятельности религиозных общин у немцев, продолжением эмиграционного процесса и интенсивной деятельностью национально-культурных общественных организаций. Основными агентами социализации по-прежнему являются семья, религиозная община, школа, к ним присоединяются различные кружки, общества, объединения по интересам, а также СМИ и другие коммуникационные системы.

Анализ этнографии семьи и детства у немцев Западной Сибири показал, что для этих областей культуры народа характерно наличие локально-территориальных особенностей и сочетание современных тенденций (в развитии семьи вообще и ребенка в ней в частности) с традиционными установками, сохранившимися на протяжении всего периода проживания немцев в Сибири.

Основные публикации

Блинова А.Н. Религия в жизни немецкого населения Западной Сибири и ее роль в социализации детей. История и современность // Сибирь на перекрестье мировых религий: мат-лы IV межрегион. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2009. – С. 384–389.

Блинова А.Н. Родильно-крестильные обряды // История и этнография немцев в Сибири. – Омск: Изд-во ОГИКМ, 2009. – С. 737–747.

Блинова А.Н. Традиции воспитания детей: качества «немецкого национального характера», не подлежащие сомнению // Этнические немцы России: исторический феномен «народа в пути»: мат-лы XII междунар. науч. конф. – М.: МСНК-пресс, 2009. – С. 125–133.

Блинова А.Н. Воспитание детей в меннонитской семье и общине (по материалам этнографических экспедиций) // Немцы Сибири: история и культура: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Изд. дом «Наука»; Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2010. – С. 392–397.

Блинова А.Н. История немецких национальных школ в сибирской деревне // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр.: в 3 ч. – Омск: Омскбланкиздат, 2010. – Ч. I. – С. 128–132.

Блинова А.Н. Роль семьи в формировании этнического самосознания (на примере традиций воспитания у российских немцев) // Условия и факторы развития национально-этнического самосознания российских немцев: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2010. – С. 122–128.

Блинова А.Н. Трансформация традиционной модели воспитания немцев Западной Сибири в советский период // Немцы Сибири: история и культура: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Изд. дом «Наука»; Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2010. – С. 199–203.

Блинова А.Н., Чернова И.Н. Этнография семьи и детства немецкого населения Западной Сибири в ХХ – начале XXI в. – Омск: Изд. дом «Наука», 2009. – 326 с.