В результате многолетнего изучения петроглифов Монголии и Алтая открыты и исследованы уникальные образцы наскального искусства
Проход по ссылкам навигации

В результате многолетнего изучения петроглифов Монголии и Алтая открыты и исследованы уникальные образцы наскального искусства

Совместной российско-американско-монгольской экспедицией в Cеверной Монголии открыты и исследованы петроглифические комплексы, содержащие изображения от эпохи верхнего палеолита до этнографического времени. Уникальными являются изображения древнейшего пласта, датируемые концом эпохи палеолита, включающие рисунки мамонтов, страусов, бизонов, лошадей. Комплекс этих изображений необычен даже для территории Монголии, насыщенной петроглифическими памятниками. Результаты работ аккумулированы в серии специальных статей и монографий, опубликованных во Франции, России и Монголии.

Первоклассные результаты получены при изучении петроглифов Алтая, где выявлены и зафиксированы изображения эпохи палеолита, бронзы, раннего железного века, средневековья. Пласт петроглифов в стиле оленных камней на Алтае очень обширен, своеобразные фигуры оленей представлены на всех значительных местонахождениях. При этом среди изваяний – оленных камней – тотально преобладают изваяния других типов, а стелы со стилизованными оленями лишь единичны. Этот факт не находит на сегодняшний день однозначной интерпретации, и исследования данного пласта петроглифов представляет большой интерес.

В рамках совместного российско-французского проекта по исследованию петроглифов Российского Алтая впервые проведены трасологические исследования петроглифов плоскогорья Укок, осуществлены макросъемка, опыты фотограмметрии и 3D-моделирования наскальных изображений. Полученные данные позволили объективировать представления о технике нанесения изображений, инструментарии, стилистической эволюции, развитии и смене традиций наскального искусства на Алтае.

Основные публикации

Кубарев В.Д. Петроглифы Шивээт-Хаирхана (Монгольский Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. – 420 с.

Кубарев В.Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 444 с.

Молодин В.И., Черемисин Д.В. Петроглифы Укока // Проблемы изучения первобытного искусства: мат-лы дискуссии: спец. номер «Археологии, этнографии и антропологии Евразии». – 2009. – С. 190–200.

Цэвээндорж Д., Кубарев В.Д., Якобсон Э. Шивээт хайрханы хадны зураг (Петроглифы Шивээт-Хаирхана). – Улаанбаатар: ШУА-ийн Археологийн хурээлэнгийн хэвлэл, 2010. – 442 c.

Черемисин Д.В. Еще раз об интерпретации образа оленя в наскальных изображениях и на каменных изваяниях Южной Сибири и Центральной Азии // Homo Eurasicus у врат искусства: сб. тр. Междунар. конф. – СПб.: Астерион. – 2009. – С. 302–306.

Kubarev V.D., Jacobson-Tepfer E., Tseveendorj D. Mongolie du Nord-Ouest: Haut Tsagaan Gol // Repertoire des рetroglyphes d’Asie Centrale. – Fasc. 7. – 2 vols. – Paris: De Boccard, 2006. – 444 р.

Plets G., Verhoeven G., Cheremisin D., Plets R., Bourgeois J., Stichelbaut B., Gheyle W., De Reu J. The deteriorating preservation of the Altai rock art: assessing three-dimensional image-based modelling in rock art research and management // Rock Art Research. – 2012. – Vol. 29. – N. 2. – P. 139–156.