Впервые в мировой археологии проведены крупномасштабные исследования уникальных погребений хуннской знати в курганном комплексе Ноин-Ула в Северной Монголии
Раскопки на могильнике Ноин-Ула (курганы № 20, 22, 31) в Северной Монголии, а также материалы исследований двух курганов, принадлежащих хуннской знати, в могильниках Царам и Ильмовая падь в Забайкалье позволили сделать вывод об эклектичности материальной культуры высшего и среднего слоя хунну конца I в. до н.э. – начала I в. н.э. Первый пласт нашел отражение в погребальном обряде: хунну придерживались ханьских традиций. Установлено, что каменные перекрытия могильной ямы являются общей конструктивной особенностью для всех курганов хуннской знати. Сама конструкция могильной ямы, вырытой уступами, а с определенной глубины имеющей вид глубокой, четырехугольной в плане шахты, находит близкие аналоги среди китайских материалов. Присутствие ханьской колесницы в ноин-улинском кургане также непосредственно указывает на китайское влияние. Второй пласт материальной культуры хунну, выделенный по находкам в элитных курганах, может быть назван «западным». Он связан с т.н. государствами Западного края, расположенными на территории Синьцзяна, и с Шелковым путем, который в разные периоды своей истории контролировали хунну. Шелковый путь стал для хунну источником оригинальных вещей из Парфии, Бактрии и, возможно, других более отдаленных регионов и государств, в частности Рима. Империя хунну использовала достижения цивилизаций Запада и Востока, принимая многие мировоззренческие представления своих соседей.
К «западным» вещам, обнаруженным в ноин-улинских курганах, относятся шерстяные и шелковые ткани, в том числе оригинальные вышитые завесы, содержащие уникальную информацию о внешнем облике, костюме, вооружении, религиозных представлениях и художественных традициях народов, проживавших далеко от монгольских степей.
Выявлено происхождение большинства предметов из могильников хунну (украшений конской упряжи, лаковых и нефритовых изделий, шерстяных и шелковых тканей), установлены пути и время их попадания в руки знатных хунну. Значительная часть дорогих предметов являлась подарками китайского двора хуннским правителям.
Все предметы из органических и неорганических материалов (серебряные и золотые украшения конской упряжи, лаковые и нефритовые изделия, шерстяные и шелковые ткани) были отреставрированы.
Основные публикации
Полосьмак Н.В. Фрагмент вышитой завесы из 31-го ноин-улинского кургана // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии. К 70-летию академика А.П. Деревянко. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2013. – С. 352–365.
Полосьмак Н.В., Богданов Е.С. След китайской колесницы // Наука из первых рук. – 2012. – № 4 (44). – С. 6–17.
Полосьмак Н.В., Богданов Е.С. Курган № 22 в пади Суцзуктэ (Монголия): погребальный обряд // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2013. – № 4. – С. 102–117.
Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Д. Двадцатый ноин-улинский курган. – Новосибирск: Инфолио, 2011. – 184 с.
Polosmak N. Embroideries on Garments from Kurgan 20 of the Noin-Ula Burial Ground // Anabasis. Studia classica et orientalia. – Rzeszow, 2012. – N. 3. – P. 267–289.