Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири
Проход по ссылкам навигации

Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест народов Западной Сибири

Работа с сакральными объектами стала частью многолетней программы по картированию и каталогизации святилищ народов Сибири. Системное описание сакральных мест осуществляется на материалах славянских, тюркских, финно-угорских сообществ региона. Основой подобных исследований является структурная характеристика традиционного мировоззрения коренного населения. На материалах культур аборигенных народов сделан вывод о том, что их традиционные ритуально-мифологические практики формировались на основе анимизма и антропоморфизма, магии, культа предков, шаманизма и мировых религий. Типологический анализ позволил выявить общее и особенное в почитании таких объектов природы, как источники, деревья, камни и скалы у коренных и славянских народов Сибири.

Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. В условиях фронтира в культуру русских также вошло почитание горных вершин. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации.

Кроме того, характерной чертой ряда неорелигиозных течений России и зарубежья стала привязка провозглашаемых ими культов к Сибири как к территории, с которой начнется духовное возрождение всего человечества. Исследования, ориентированные на этнокультурное картирование, также позволили констатировать феномен локальных (надэтнических) святынь для многих регионов Сибири.

Подобные исследования имеют большую значимость, т.к. включение сакральных объектов в современные инфраструктуры Сибири актуализирует процесс мифотворчества. Современность рождает все новые и новые образы, которые играют роль региональных и этнополитических символов.

Основные публикации

Бурнаков В.А. Каменные изваяния в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3. – С. 335–344.

Бурнаков В.А. Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 7: Археология и этнография. – С. 265–275.

Любимова Г.В., Бут М.О., Лугоненко Д.С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3. – С. 345–356.

Октябрьская И.В. Путь через перевалы. Концепция пути в фольклорно-поэтической традиции Алтая // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3. – С. 325–343.

Самушкина Е.В., Садалова Т.М. Священные территории Республики Алтай // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3. – С. 317–325.