Воссоздана история отдельных переселенческих групп восточнославянского населения
В ходе изучения славянских культур Сибири было прослежено формирование их адаптивных вариантов. За последнее десятилетие комплексно исследованы компактные и рассеянные поселения старожилов и переселенцев из губерний Российской империи конца XIX – начала ХХ в. Обоснованы понятия переселенческой и исходной моделей. Осуществлена разработка переселенческих моделей на основе миграции из северных земель России: Русский Север – Северный Урал – Сибирь; прослежены механизмы и результаты переноса в Сибирь украинской и белорусской культурных традиций.
Анализ на уровне локальных и региональных сообществ позволил выявить основные факторы и механизмы формирования и развития полиэтничного пространства Сибири с учетом сложной картины межкультурных взаимодействий – от типологических и этногенетических соответствий до прямых заимствований.
На протяжении последнего десятилетия осуществлялось планомерное картирование и описание старожильческих и переселенческих локусов. Было установлено, что до начала XX в. в русской сибирской культуре доминировала деревянная архитектура, традиционно сохранялось четкое зонирование поселений с выделением жилой, административной, торговой и прочих зон, многофункциональность зданий. При этом крестьянское зодчество, сохраняя связь с базовыми моделями (северо-русская и др.), испытывало мощное воздействие трансформирующих факторов природного, социального и инокультурного происхождения.
История освоения русскими сибирских территорий включала формирование культового пространства. Анализ архивных и этнографических данных показал, что в XVII–XIX вв. православное церковное зодчество стало стабилизирующим фактором адаптации русских в макрорегионе. Для него, кроме прочего, было характерно обращение к архетипическим элементам культуры. Как показали многолетние исследования, архаизация с элементами синтеза являлась одним из механизмов трансформации нормативной культуры русских Сибири в целом.
Анализ обрядов русского народного календаря, бытовавших вплоть до 1920–1930-х гг., показал, что приверженность сибиряков традициям была обусловлена спецификой их жизнедеятельности; это помогало преодолевать ощущение зависимости от стихии и особенно наглядно проявлялось в обрядах окказионального типа – вызывание дождя, прекращение засухи, противостояние мору скота и т.д.
Устойчивым для сибирской народно-православной традиции было почитание святых мест – прежде всего водных источников, отмеченных символикой животворящего начала. Сакрализация, являясь частью освоения пространства, часто сопровождалась явлением синкретизации и архаизации.
Основные публикации
Белорусы в Сибири / отв. ред. Е.Ф. Фурсова. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 424 с.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – 340 с.
Любимова Г.В. Традиционные обряды и праздники весенне-летнего цикла у русских Сибири: растительная и орнитоморфная символика в социовозрастной иерархии // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – № 1. – С. 564–573.
Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Особенности заселения Нижнего Приангарья и северорусские традиции в строительном деле русских старожилов-ангарцев // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. – С. 214–223.
Традиционная культура белорусов во времени и пространстве / А.В. Титовец, Е.Ф. Фурсова и др. – Минск: Беларусская наука, 2013. – 579 c.
Фурсова Е.Ф. История и этнокультурные особенности сибирских старообрядцев-поморцев Саблиных-Серебренниковых // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2012. – Т. 11, вып. 7. – С. 290–300.
Фурсова Е.Ф. Северорусские компоненты в традиционной культуре крестьян-старожилов Западной Сибири конца XIX – начала ХХ в. // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 310–313.
Фурсова Е.Ф., Аксенова И.Ю. Традиции и новации в современной праздничной культуре: к постановке проблемы на примере Сибири // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3. – С. 292–298.