Проведено комплексное изучение исторического опыта природопользования русских сибиряков
Проход по ссылкам навигации

Проведено комплексное изучение исторического опыта природопользования русских сибиряков

Удалось воссоздать базовые эколого-культурные ценности крестьян Сибири, ориентированные на активное преобразование природного ландшафта. Специфика сибирского природопользования, связанного с постоянным противостоянием суровым условиям, предопределила чрезвычайную устойчивость свойственных сибирякам представлений о том, что «с природой нужно бороться». Долгое время подобные представления сочетались с верой в безграничность природных запасов, что, в свою очередь, порождало бесконтрольное (ничем не регламентированное) потребление ее ресурсов.

Наличие практически неисчерпаемого фонда пригодных для хлебопашества земель изначально определяло специфику господствовавшей за Уралом системы полеводства. На примере ранних систем земледелия Сибири была выявлена характерная для дальнейшей этноэкологической истории региона закономерность, согласно которой обилие природных ресурсов края неоднократно становилось решающим фактором в пользу экстенсивного развития не только сельскохозяйственного, но и промышленного производства, замедляя переход к интенсивным способам ведения хозяйства. Выявленная закономерность, тесно связанная с феноменом «ресурсного проклятия», определила парадигму освоения Сибирского региона в целом.

Анализ земледельческой обрядности, бытовавшей в крестьянской среде вплоть до начала массовой коллективизации, показал, что длительная приверженность сибирских крестьян традиционным религиозно-обрядовым практикам была обусловлена не только недостатком средств и возможностей для приобщения к агротехническим новшествам. Регулярное воспроизведение обрядов и праздников народного календаря помогало преодолевать ощущение фатальной зависимости от природно-климатических факторов, создавало иллюзию активного воздействия на естественный ход природных процессов. Особенно наглядно это проявлялось в обрядовых действиях окказионального типа, цели которых формулировались в наиболее отчетливой и непосредственной форме: вызывание дождя, прекращение засухи, защита урожая от грозы, града, противостояние повальному мору людей и скота.

Одним из итогов трансформации крестьянских производственных и экологических традиций в XX в. стало радикальное изменение структуры сельского населения. Показателем того, что земля на сегодня потеряла для жителей села свою ценность, служит запустение значительной части сельхозугодий. Вместе с тем ценностное отношение к природному окружению становится в настоящее время предметом рефлексии не только в традиционных для Сибири христианских конфессиях (народном православии и старообрядчестве), но и в новых религиозных учениях, последователи которых практикуют массовый исход из больших городов в сельскую местность с целью создания экопоселений.

Основные публикации

Любимова Г.В. Природа в религиозных воззрениях сельского населения Сибири. Народное православие. Старообрядчество. Новые религиозные движения и культы (XX – начало XXI в.). – Saarbrucken: LAP LAMBERT Acad. Publishing, 2011. – 156 с.

Любимова Г.В. Очерки истории взаимодействия сельского населения Сибири с природной средой (на материалах русской земледельческой традиции). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. – 208 с.

Любимова Г.В. Религиозно-магические практики русских крестьян в условиях стихийных бедствий // Гуманитарные науки в Сибири. – 2013. – № 3. – С. 79–82.

Любимова Г.В. Сибирская традиция почитания святых мест в контексте народной исторической памяти // Studia Mythologica Slavica. – 2013. – Т. XVI. – P. 27–45.

Любимова Г.В., Самушкина Е.В. Концепция культурного наследия в этнонациональных дискурсах Республики Алтай // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. – С. 74–81.