Новость: Летняя полевая школа или наглядная археология
Проход по ссылкам навигации

Новость:     Читать еще ...


Летняя полевая школа или наглядная археология:

корейским студентам показали памятники археологии разных эпох на Алтае и в Новосибирской области

Древнейшие наскальные рисунки, каменные поминальные оградки, "царские" пазырыкские курганы и захоронения бронзового века, – всего за несколько дней сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН показали корейским студентам-историкам из университета Кён-Хи уникальные памятники археологии на Алтае и в Новосибирской области и подробно рассказали о каждом из них.

Инициатором летней школы для 25-ти корейских студентов и трех аспирантов стал профессор, декан исторического факультета университета КёнХи (Kyung Hee University) в Сеуле и бывший аспирант Института археологии и этнографии СО РАН Кан Ин Ук, который несколько лет работал в отделе палеометалла ИАЭТ СО РАН под руководством академика Вячеслава Молодина и успешно защитил здесь диссертацию. По просьбе корейского коллеги сибирские ученые организовали экскурсии студентам и аспирантам университета КёнХи на несколько памятников на территории горного Алтая. Отдельным пунктом программы корейской экспедиции стала Барабинская лесостепь, где отряд Вячеслава Ивановича Молодина многие годы активно ведет раскопки целого ряда памятников разного времени – от неолита до эпохи бронзы.

Ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Александр Соловьев отметил, что такой подход в обучении не только существенно улучшает восприятие информации, но формирует совершенно иное отношение учеников к предмету. – Однажды я видел, как японских студентов художественной академии привезли в Ватикан, чтобы познакомить их с творчеством Микеланджело, – вспоминает он. – Можно на протяжении многих занятий рассказывать о погребальных традициях той или иной культуры и эпохи, когда можно собраться, привезти, показать и рассказать все на месте и получить несравнимо лучший эффект. Гости посетили три музея – Музей истории и культуры Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске, Музей АлтГУ (Барнаул) и Музей им.Анохина в Горно-Алтайске, где увидели целый арсенал разнообразных находок – оружие, одежду, посуду украшения представителей древних культур, в том числе, пазырыкской. Здесь же они прослушали и лекции ведущих специалистов и прошли своими ногами те места, где жили носители всех этих культур и где были обнаружены все эти находки

Удачная разведка на экскурсии

Экспедиция из нескольких сотрудников ИАЭТ СО РАН и корейской делегации посетила гигантские каменные насыпные курганы знати пазырыкской культуры (V-III вв. до н.э.) в урочищах неподалеку от села Туекта, выборочно исследованные в начале ХХ века. За минувшее время большую часть камней насыпи использовали местные жители для строительства, что можно наблюдать и сегодня – стены некоторых построек возведены из массивных булыжников, а с больших курганов снята практически вся насыпь и оставлена почти ровная площадка из подстилающего слоя более мелких камней.

Тщательность древней конструкции и само количество принесенных на курган валунов говорит не только о статусе захороненного, но и о многочисленности населения, возводившего эти курганы и окружающие их ритуальные каменные кольца. Вне всякого сомнения, эти работы выполняли многие сотни людей. Аналогичные курганы с захоронениями представителей пазырыкской культуры исследованы М.П.Грязновым, и С.И. Руденко в 20-х - 40-х гг ХХ века в урочищах Пазырык, по которому культура и получила свое название, Башадар, Шибе и уже в наши дни на плато Укок, где в середине 1990-х годов сотрудниками ИАЭТ СО РАН были найдены знаменитые мумии из мерзлотных погребений.

Несмотря на недолгое пребывание на каждом памятнике, ведущие специалисты успевали обнаруживать на них некоторые новые артефакты. Ведь для археолога любая экскурсия на памятник то же самое, что разведка или, как выражаются сами ученые, рекогносцировка. В частности, вблизи одного из курганных сооружений исследователи нашли и зафиксировали , перевернули лицевой стороной и в подробностях зафиксировали каменную стелу с чашечными углублениями (крупными лунками), которые несколько тысяч лет назад делали для проведения обрядовых церемоний.

С точностью до камня

Уникальный памятник Чобурак, где внутри кольцевой каменной ограды было найдено средневековое захоронение лошади, к седлу которой приторочены железные боевые топоры, был открыт в зоне затопления планируемой к строительству Катунской ГЭС ведущим научным сотрудником ИАЭТ СО РАН, доктором исторических наук Андреем Бородовским. Поскольку Катунскую ГЭС решили не строить, работы на этом памятнике были надолго прекращены и недавно возобновились учеными АлтГУ. Он оказался многослойным – разновременным и разнокультурным.

Вниманию студентов представили и захоронения эпохи бронзы (афанасьевская культура), и раннее средневековье (6- 8 в н.э., тюрки), и гунно-сарматские (хунно-сяяньбийские)комплексы. Примечательно, что все сооружения после проведения раскопок восстанавливались с точностью до положения каждого камня. Сегодня археология Алтая имеет огромное значение не только для науки, но и для сохранения внешнего облика памятников с целью развития туризма в этом регионе. Здесь же, на памятнике, кандидат исторических наук Николай Серегин прочел лекцию по истории древнего населения долины средней Катуни.

Остановившись у вертикально стоящих камней – балбалов, сибирские археологи рассказали ученикам летней школы, что такие стелы устанавливались для специальных церемоний, связанных с почитанием предков, ставших для своих потомков сакральными духами покровителями. В эпоху средневековья на вертикальных плитах, установленных перед каменными оградками (древний аналог храмовых сооружений) рисовали лицо усопшего и надевали на них его одежду.

По мнению исследователей, такая персонификация стел имела место во многих древних культурах задолго до того времени, когда камням начали придавать скульптурные реалистичные черты, превращая их так называемые «каменные бабы». Подобная традиция установки и почитания антропоморфных каменных стел и изваяний уходит корнями в эпоху бронзы и получает свое дальнейшее развитие в скифское время.

Загадочные петроглифы Калбак-Таша

Уникальная писаница Калбак-Таш расположена недалеко от впадения Чуи в Катунь. По мнению старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН Дмитрия Черемисина, этот огромный массив разнообразных рисунков представляет собой древнее святилище на месте последней возможной переправы через бурную Чую и выходу в долину Катуни. Здесь можно видеть изображения животных, небесных и земных колесниц с лошадьми, женщины-прародительницы, коня у мирового древа, сцену «корриды» и другие рисунки, накопленные здесь за тысячелетия. Среди них есть даже изображение лодки – единственное на Алтае.

Часть изображенных древних сюжетов и фигур достаточно легко поддаются трактовке специалистов, как, например, охота, военные поединки, перекочевки или ритуальные жертвы. Но о значении некоторых изображений до сих пор строят различные гипотезы. И хотя первые работы, посвященные этому памятнику, были написаны 40 лет назад, он по-прежнему остается, во многом, не вполне разгаданным явлением древней культуры.

Для уверенной трактовки некоторых наскальных рисунков Калбак-Таша исследователям не хватает достаточного количества иконографических аналогов с подобных памятников. В конце ХХ века были предположения, что на рисунках изображены строения из бревен или какой-то транспорт. Но возможно, что эти «строения» представляют собой полосатые (или сшитые из длинных кусков ткани ) одежды – юбки и нагрудники – женщин, руки которых подняты вверх. Из-за некоторого сходства с ракетой лукавые гиды убеждают доверчивых туристов, что это фигуры инопланетных существ.

Неразгаданный петроглиф Калбак-Таша похож на женскую фигуру в ритуальных одеждах

Кроме выбитых изображений на Калбак-Таше есть и выгравированные – более тонкие и изящные, соответственно, более поздние. – Часть этого уникального массива наскальных рисунков 20 лет назад была густо поросшей лишайником, – рассказывает Дмитрий Черемисин. – Новосибирским археологам во главе с Владимиром Кубаревым и их коллегам из Кемеровского университета пришлось долго убирать его с поверхности памятника, чтобы изображения можно было затем скопировать, опубликовать и сохранить для дальнейших исследований.

Профессор Кан Ин Ук, отвечая на вопрос о причинах повышенного интереса к Сибири, пояснил, что для современного человека, который мыслит границами государств, существуют такие понятия, как Корея, Китай, Монголия, Россия и Сибирь. А в далеком историческом прошлом таких границ не существовало. – Древняя история, происходившая на территориях Кореи, Китая и Монголии, неразрывно связана с Южной Сибирью. Например, древние племена хунну оказали огромное влияние на историческое развитие всех народов, населявших эти территории. Современные народы этих стран даже считают племена хунну своими предками, хотя на этот дискуссионный вопрос, учитывая новые возможности анализа древней ДНК, сегодня уже можно получить ответ.

Состоявшаяся летняя школа для наших студентов уже вторая. Первую группу мы знакомили с памятниками палеолита на Денисовой пещере. – В этом году желающих оказалось втрое больше, и пришлось производить конкурсный отбор, – сообщил Кан Ин Ук. – Надеюсь, мы продолжим эту замечательную традицию сотрудничества с новосибирскими археологами, чтобы в следующем году мы могли организовать еще одно путешествие в древность.