Новость: Многослойные погребения в Крыму: от эпохи бронзы до средневековья
Проход по ссылкам навигации


Многослойные погребения в Крыму:
от эпохи бронзы до средневековья

Новосибирские ученые из Института археологии и этнографии СО РАН столкнулись в Крыму с интересной особенностью погребального обряда древних народов. Представители разных культур, населявшие предгорья Крыма в течение, как минимум, трех тысяч лет вплоть до средневековья, намеренно хоронили своих умерших рядом с могилами предшествующих культур, не разрушая их. Такие случаи были зафиксированы археологами новосибирского отряда в трёх курганах Предгорного Крыма.

Старший научный сотрудник отдела палеометалла Института археологии и этнографии СО РАН Петр Шульга рассказал, что обычай подхоронения умерших в курганы эпохи бронзы хорошо известен в степях к западу от Урала, в том числе и в Крыму. Более того, некоторые народы хоронили только в уже имевшихся древних курганах. При этом, более ранние погребения, зачастую, попутно разрушались. К востоку от Урала такой традиции не было.

Первые курганы в Причерноморье начали сооружать примерно в то же время, что египетские пирамиды, то есть в эпоху бронзы, в третьем тысячелетии до н.э. – около 5-4 тыс. лет назад. О культуре устроителей этих курганов не так много известно. Археологи называют ее носителей ямниками из-за характерного способа захоронения в неглубоких ямах в положении эмбриона или спящего на левом боку человека. Иногда ямы были обрамлены крупными камнями. В Сибири на Алтае и в Минусинской котловине синхронная ямникам культура получила название афанасьевской, привнёсшая за Урал скотоводческое хозяйство и металлургию. Они же заложили там традицию сооружения курганов, окружённых по периметру кромлехом из вертикальных плит высотой до 1-1,5 м. На костных останках погребенных, как и в Причерноморье, неизменно обнаруживалась охра – минеральный кроваво-красный пигмент. Примечательно, что умершие там погребались так же скорченно, и с ними ставили сосуды похожих форм. Иными словами, на обширной территории протяженностью около пяти тысяч километров в ту эпоху хоронили практически одинаково.

Курган Сары-Су-1. Погребение двух воинов в скифском склепе. Греческая гераклейская амфора и кости лошади в ногах умершего

Спустя примерно 2 тысячи лет (в VII-V вв. до н. э.) в местах обитания ямников в Причерноморье появляются скифы. Во многом похожие погребения с близким оружием, сбруей и предметами искусства в это время также распространяются по всему степному поясу Евразии, но ещё восточнее афанасьевцев – до Забайкалья и Северного Китая. К востоку от Урала в скифское время хоронили своих людей на удалении от древних могильников, или же рядом с этими могильниками, но в отдельных курганах. К Западу от Урала ситуация выглядит принципиально иначе. В курганах эпохи бронзы там часто встречаются многократные впускные погребения более поздних народов, образующих, иногда, многослойные конструкции.

Одна из версий многослойных захоронений опирается на теорию о признании преемственности древних культур, – сообщает Петр Шульга. – Наиболее ярким примером является почти незаметный на поверхности распаханный курган у села Крымская Роза. Курган представлял собой всхолмление около 70 м в диаметре, на котором хоронили с эпохи бронзы до позднего средневековья (всего 8 древних и около 100 мусульманских погребений). Все четыре основные древние погребения совершались на протяжении 3 тыс. лет с III тыс. до н. э. по VII в. н. э. Первым по центру возвышенности был погребён взрослый человек ямной культуры в могиле глубиной один метр от уровня древней поверхности. Через 2 тысячи лет (в IV-III вв. до н. э.) в этом же месте скифами было выкопано два катакомбных склепа.

Один склеп был подведён с востока так, что головы погребенных скифов оказались практически у самой головы захороненного ямника, но примерно на полтора метра глубже. Само погребение ямной культуры третьего тысячелетия до н.э. при этом не было потревожено. Вторая скифская катакомба была выкопана с юго-востока и непосредственно уходила под ямное погребение, т. е. умершие там лежали под «ямником», но на 1,5 м ниже.

Через тысячу лет в VII в. н. э. этот же пятачок выбрали для могилы воина с лошадью, перекрывшей сверху могилу «ямника». При этом лошадь оказалась над древним скелетом, но не разрушила его, поскольку была уложена выше. Точного места расположения могилы «хозяина» (так археологи иногда называют первого погребённого в кургане) тогда уже не было видно. Но устроители средневекового погребения всё же установили границы основной могилы эпохи бронзы и не допустили его разрушения. Все эти факты указывают на то, что, совершая свой обряд, и скифы, и средневековые кочевники намеренно располагали могилы в непосредственной близости к погребению ямника, видимо, полагая его своим древним предком, поскольку он жил на той же территории.

Очень похожая картина зафиксирована в кургане у с. Добролюбовка. Там также по центру едва заметного всхолмления в мелкой могиле был погребён человек эпохи бронзы. В 70 см к востоку от её границы была устроена катакомба скифского времени, а в 30 см к юго-западу находилось средневековое погребение воина с лошадью (около XI в. н.э.). В полуметре к северу был устроен ряд из раннескифских (?) подбойных погребений. Ещё одно погребение (дата не устанавливается) было пристроено вплотную с востока. Ни одно из погребений не было потревожено, несмотря на неоднократные захоронения на этом «пятачке» у могилы «хозяина».

В третьем кургане в предгорьях Крыма у села Льговское обнаружено еще одно многослойное погребение разных эпох, в котором усопшие лежали в 4 яруса. Прямо над непотревоженным захоронением «ямника» археологи обнаружили сильно разрушенный каменный ящик (сложенный из плоских камней) эпохи поздней бронзы или раннескифского времени.

Примечательно, что ни один скифский склеп в Крыму не похож на другой ни по конструкции, ни по каменной кладке стен, по положению тел погребенных. То есть, внутри скифской культуры были разные племена, у которых традиции отличались. Но все они неизменно располагались у древних могил, сделанных за две тысячи лет до скифского времени.

Курган Белая Скала-1. Каменный ящик кеми-обинской культуры эпохи бронзы (III-начало II тыс. до н. э.)

Над каменным ящиком в пос.Льговском были найдены отдельные части скелетов, что говорит об их вторичном погребении или перезахоронении. А самое верхнее погребение в центре кургана было обложено камнями и закопано вертикально – череп, ключицы и свисающие вниз руки. Видимо, во время обряда усопший (точнее, верхняя его половина) стоял наподобие куклы. Остальных частей его тела в погребении не было.

Интересно, что на двух из трёх описанных выше «курганов» имелись и погребения, совершённые по мусульманскому обряду. Но они находились в 10-15 м в стороне от центра с древними погребениями. Это означает, что и более поздние обитатели Крыма отмечали и почитали места древних захоронений, пристраивали к ним свои кладбища, хотя и несколько дистанцировались от них.

В четырёх курганах захоронения совершались периодически с эпохи бронзы до средневековья в четкой последовательности: ямная культура – скифская культура – средневековая культура. Всего на исследованных территориях по ходу строительства будущей трассы «Таврида» между Симферополем и Феодосией новосибирские археологи нашли свыше 20 захоронений ямной культуры. В пяти курганах обнаружено также шесть скифских склепов второй половины IV – III вв. до н. э.