Новость: Книга по археологии древних тюрок Алтая издана в Германии
Проход по ссылкам навигации


Книга по археологии древних тюрок Алтая издана в Германии

В Германии опубликована объемная и великолепно иллюстрированная монография старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, кандидата исторических наук Глеба Кубарева «Древнетюркские захоронения Алтая». Это первый научный труд энциклопедического масштаба по древнетюркским погребальным памятникам, изданный в Европе. В книге собраны исчерпывающие данные о древних тюрках по материалам захоронений на территории Алтая – от погребального обряда, костюма, вооружения и конского снаряжения – до оценки этнополитической ситуации в этом регионе в древнетюркский период.

Со времени первых раскопок на Алтае (начало 19 века) было обнаружено всего чуть более двухсот древнетюркских погребений. Почти полсотни из них открыли и исследовали Восточно-алтайский и Чуйский отряды Института археологии и этнографии СО РАН. Большинство изученных памятников расположено в центральном и юго-восточном Алтае, где их впервые обнаружил отец автора, археолог Владимир Кубарев в 1970-80-е годы.

– В 1980-х – начале 1990-х гг. я принимал участие в раскопках этих курганов сначала, будучи школьником, а потом студентом. Однако целенаправленно изучать их я начал уже в конце 1990-х – начале 2000-х, – вспоминает Глеб Кубарев.

Несмотря на множество публикаций и относительную изученность древнетюркской культуры, остается еще много исследовательских проблем. В книге мне удалось расставить некоторые точки над «и», подкрепить новыми данными свои прежние гипотезы и реконструкции, а также использовать в описаниях объектов самые современные методы, например, уточнить возраст памятников при помощи радиоуглеродных датировок и дендрохронологического (датирование по древесным кольцам) метода. В книге более четырехсот иллюстраций: реконструкции предметов одежды, быта, вооружения, наскальных рисунков, снимков каменных изваяний.

Слово «тукю», от которого образовалcя термин «тюрки» означает «шлем», похожий по форме на вершины алтайских гор. О том, что ранняя история тюрок связана с Алтаем, гласят тюркские легенды, но есть тому и археологические свидетельства. Среди тюркских древностей 6-10 вв. на Алтае известны курганы с погребениями, каменные скульптуры, поминальные оградки, наскальные рисунки и рунические надписи. Все эти разрозненные, на первый взгляд, предметы в руках специалиста послушно складываются в единое полотно или цельное повествование. Например, при реконструкции кафтана автор использовал не только найденные крупные фрагменты шелковой ткани, но и множество обнаруженных граффити и каменных изваяний, на которых различимы детали одежды.

Отдельное внимание автор уделил описанию уникального и загадочного комплекса предтюркского периода (5-6 вв.) в долине реки Бугузун – прямоугольного сооружения 32 на 36 метров с валом и рвом, внутри которого расположены три каменные насыпи, похожие на курганы. Раскопки показали, что это лишь внешнее сходство – захоронений под насыпями не оказалось. По-видимому, найденный памятник представляет собой поминальное сооружение, хотя нельзя полностью исключать принадлежность кальницированных костей под насыпью одного из исследованных объектов человеку, т.е. совершение погребения по обряду трупосожжения. Напротив каждой из насыпей был сделан выход через ров. Такая конструкция еще ни разу не встречалась археологам, поэтому исследователи затрудняются пояснить ее назначение. Впрочем, одиночные курганные насыпи, окруженные валом и рвом, известны на территории Монголии, но их пока никто не изучал и не вел на этих объектах раскопки. Глеб Кубарев уточнил, что по основным признакам, в частности, из-за курганной насыпи и отсутствия каменных изваяний, они также относятся к раннетюркскому периоду.

Под одной из насыпей на зольном пятне от большого (более 2 м в диаметре) костра археологи нашли уздечный набор, украшенный разноцветными полудрагоценными камнями – агат, сердолик, халцедон. Это единственная алтайская находка подобного рода и она, несомненно, была изготовлена на Алтае или в Монголии, поскольку инкрустированные в уздечку камни, по заключению геологов, происходят из Монголии. Уздечки с подобными украшениями находят и на территории Восточной Европы, вплоть до Причерноморья. Можно предположить, что все они имеют какое-то отношение к ранним тюркам, поскольку памятники, в которых они найдены, имеют тюркские черты: трупосожжения, деревянные фольгированные сосуды азиатского типа, коленчатые кинжалы. Глеб Кубарев считает, что такое дорого украшенное конское снаряжение, скорее всего, принадлежало древнетюркской элите.

Некоторые находки из органических материалов потрясают своей сохранностью. Кожаная поясная сумка с клапаном, желтым шелковым подкладом и украшенная серебряными бляшками. В таких маленьких поясных кожаных или шелковых сумках древние тюрки носили мелкие предметы магического свойства, например, амулеты или камешки кремня и горного хрусталя для высечения огня. Внутри сумочки оказался конский волос, смотанный в кольцо. По этнографическим данным вплоть до ХХ века на Алтае существовало поверье, что при сожжении конского волоса потерянный конь вернется. Судя по находке, данное поверье пришло из глубины веков.

Отдельного внимания заслуживает замечательное открытие комплекса, состоящего из парного погребения мужчины и женщины и связанного с ним поминального сооружения.

Погребение и поминальные оградки со скульптурами и балбалами обычно исследователи не связывали между собой, поскольку территориально они располагались далеко друг от друга. Точно так же, как в современности не принято связывать памятники знаменитым людям с местами их захоронения. Однако автор обнаружил в Монголии в долине реки Хар-Ямаатын-гол прямую взаимосвязь между поминальным сооружением из двух скульптур (от одной из них обнаружено было обломанное основание) и парным захоронением. Скульптуры были окружены валом и рвом. От совместной могилы супругов (по-видимому, знатного тюрка и его жены) к месту установки мужской и женской скульптур вели два ряда камней-столбов – так называемых балбалов.

История выпуска данной книги оказалась непростой и длилась почти 20 лет. Руководство Германского археологического института в далеком 1999 году предложило гумбольдтовскому стипендиату Глебу Кубареву напечатать на немецком языке небольшую книгу по археологии древних тюрков на материале его кандидатской диссертации. Однако подготовка книги к печати затянулась, и за это время материалов для публикации стало намного больше. За эти годы исследования вышли далеко за рамки описания найденных артефактов и памятников. Автор сумел обобщить все доступные сведения по изучаемому предмету, представив читателю подробные реконструкции одежды, быта и обычаев древних тюрков.