Новость: Сибирские археологи исследуют древнюю кочевую культуру на юге Алтая
Проход по ссылкам навигации


Сибирские археологи исследуют древнюю кочевую культуру
на юге Алтая

В гуннское время (II-V вв. н.э.) в Горном Алтае отмечается удивительное и до сих пор пока не вполне объяснимое разнообразие погребального обряда в рамках конкретной археологической культуры. Причины этого явления ученые Института археологии и этнографии СО РАН будут выяснять вместе с генетиками и антропологами на материалах могильника Курайка (Кош-Агачский район, Республика Алтай). Датировку погребений уточнят при помощи дендрохронологических исследований (по годичным кольцам древесины) из полученных образцов от сохранившихся лиственничных колод.

Текст, написанный прямо «из полей», задолго до детальных исследований собранного материала, представляет особый жанр. Ведь на стадии раскопок у ученых возникает больше вопросов, чем имеется готовых ответов. Когда уже опубликована научная статья, читателю кажется, что все ответы лежали на поверхности. И только глядя в двухметровые могильные ямы, можно в полной мере прикоснуться к неразгаданной тайне носителей древней кочевой культуры. Вот рядом со скелетом пожилого мужчины захоронен новорожденный младенец. Кто они друг другу и почему погребены вместе? У стариков в двух разных курганах почти нет передних зубов, а челюсти в этих местах так стерты, что в них не осталось даже следов зубных лунок. Можно ли на основании этого делать предположения о рационе питания этих людей? В чем они готовили еду? Странно, что в погребениях могильника не обнаружено ни одного керамического сосуда – посуды, характерной для скифского населения Горного Алтая.

Общий план раскопок

Прошло более 20 лет с тех пор, как в Курайской степи начались аварийные, они же спасательные или охранные раскопки. Инициатором этих работ выступил горно-алтайский археолог Василий Соенов. А в 2003 году к этим работам подключились и новосибирские археологи Игорь Слюсаренко и Евгений Богданов. Аварийность их раскопок состояла в том, что высокогорная терраса над рекой постепенно осыпалась вместе с древними могилами, и памятник нужно было срочно исследовать до его скорого разрушения и полного исчезновения.

Отдельные погребения и сегодня находятся у самого края обрыва

Когда Евгений и Игорь прибыли на место, им открылась неприглядная картина: кости скелетов погребенных торчали прямо из обрыва, а под ними в осыпях иногда можно было найти различные предметы из сопроводительного инвентаря. Чаще всего это были небольшие костяные либо каменные бусины или раковины каури. Именно так, в так называемых подъемных материалах, археологи обнаружили миниатюрные подвески из египетского фаянса (предметы импорта из Северного Причерноморья – (см. статью Богданов Е.С., Слюсаренко И.Ю. Амулеты из египетского фаянса с территории Горного Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. – № 4 (32) – 2007г.).

Когда каменная кладка полностью зачищена, художник рисует ее во всех подробностях

В июле 2017 г. после более чем 10-летнего перерыва ученые продолжили исследования в Курайской степи, и работы на могильнике возобновились по гранту РНФ № №14-50-00036. Новосибирские ученые вместе со студентами-историками из НГУ, которые проходили археологическую практику, исследовали 8 захоронений.

Руководитель отряда Евгений Богданов зачищает тонкой кистью лиственничный сруб

Первое, что бросается в глаза при взгляде на зачищенные погребения – это разные варианты погребальных конструкций. Цепочки надмогильных сооружений расположены с севера на юг, согласно скифской традиции. При этом одних усопших помещали в заранее установленную в могиле деревянную раму, других опускали в могилу в лиственничной колоде (выдолбленный ствол дерева), а третьих хоронили в деревянном ящике, напоминающем гроб. Но само положение тел умерших и погребальный инвентарь имеют много общих черт. Возможно, обряд погребения был обусловлен возрастом и статусом умерших.

Погребение в колоде

Погребальный инвентарь довольно стандартный: деревянные блюдца в изголовье, украшения и застежки в виде крупных бусин, единичные металлические и костяные изделия. Остатки и следы практически полностью истлевших органических материалов говорят ученым о том, что в погребениях находилась одежда, обувь и головные уборы.

Деревянное блюдце с костяными бусинами, раковинами каури и курдюком барана

Для сохранения хрупких находок и их консервации в экспедиции работает специалист-реставратор Марина Мороз. Работа с некоторыми предметами начинается прямо при расчистке погребения: например, дерево сразу пропитывается закрепляющим составом (ПЭГ) и антисептиком.

С точки зрения инвентаря погребения кочевников вполне можно назвать бедными. «Кочевники, скорее всего, использовали изделия из кожи, которые полностью истлели за два тысячелетия, – делает предположение руководитель курайской экспедиции, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Евгений Богданов в ответ на вопрос о небольшом количестве предметов в погребениях.

Но информацию можно получить даже при небольшом количестве находок. Например, у молодой женщины, лежавшей в узкой длинной колоде, на лицевой части черепа сохранились следы ярко-красного пигмента минерального происхождения. Остатки этого красящего вещества находились в каменном блюдце-алтарике на ножках, помещенном в ногах умершей. Археологам предстоит выяснить, что мог символизировать данный обряд, поскольку в других погребениях подобный ритуал не зафиксирован.

Археологи обратили внимание, что при изготовлении погребальных колод один конец специально подрабатывался и внешне напоминал носовую часть лодки. Особенно похожей на лодку оказалась колода, в которой был захоронен ребенок.

Детская колода похожа на маленькую лодку

Лодка как символ перехода в загробный мир и как атрибут погребального обряда издревле встречается у разных народов Евразии. Обряд захоронения в лодке с древнейших времен имеет символическое значение, поэтому не стоит искать его утилитарный смысл и связывать рассматриваемую культуру с рекой. Стикс – река мертвых – как дорога в иной мир и как преграда на пути к нему же, хорошо всем известна из древнегреческой литературы.

Различные народы в разные эпохи хоронили своих умерших в лодках, пуская их по реке, либо совершая сжигание или ингумацию (погребение в грунт) в символических лодках и укладывая их ногами к носу судна. Погребенные в курайских колодах-лодках были расположены таким же образом. Но откуда у древних кочевников-скотоводов такой погребальный обряд? Может быть, генетики и антропологи сумеют ответить на данный вопрос, выяснив происхождение этих людей.