В предгорьях Алтая две тысячи лет назад была
косторезная мастерская
Под самым скальным прижимом, в северной части Горного Алтая, у поселка Манжерок все лето работает студенческий отряд под руководством ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, доктора исторических наук, профессора НГПУ Андрея Бородовского. Лагерь стоит на правом берегу Катуни, почти у самого Чуйского тракта, а многочисленные места раскопок находятся с разных сторон от него в нескольких десятках километров, вплоть до Чемала. За один полевой сезон отряд успевает исследовать сразу несколько памятников от раннескифского времени до эпохи раннего средневековья (VII в. до н.э. - V в. н.э.).
Копать здесь очень тяжело – густая трава не дает прорезать грунт, а после дождя черноземная жирная земля превращается в вязкую грязь. Раскопки культурных слоев часто откладываются до солнечной погоды. Чтобы не впасть в уныние, запас терпения нужен огромный, но руководитель экспедиции работает в этих районах с конца ХХ века, так что давно привык к местным особенностям и погоды, и растительности, и грунта, поэтому спокойствия ему не занимать. По его словам, из-за экстремальных условий: высокой влажности, густого травяного и лесного покрова в этих районах много интересных находок и не разграбленных курганов. Многие из обнаруженных предметов стали экспонатами Национального краеведческого музея им. А.В.Анохина в Горно-Алтайске и выставляются с указанием автора находок.
Раскопки и археологическая разведка в правобережье нижней Катуни последних десятилетий позволили обнаружить и исследовать несколько неизвестных ранее курганных групп раннего железного века. В основном, могильники эпохи древних кочевников расположены на правом берегу, у подножия гор, на надпойменной террасе, – рассказал Андрей Павлович. – В пяти километрах к северу от Манжерока находится памятник Чултуков Лог-1. На его краю была найдена средневековая железоплавильная печь с конструкцией из сосновых шестов.
Количество памятников в северной части Алтая огромно – выявлено уже более полутора сотен. Да и сами памятники обширные, порой принадлежащие сразу к нескольким культурам. Например, некрополь Чултуков Лог-1 (V в до н.э. – III в.н.э.) содержит более ста захоронений почти всех археологических культур Горного Алтая эпохи раннего железа. На одном краю погребального поля – курганы быстрянской культуры, в них погребенные лежат на спине головой на север. В центре некрополя – кара-кобинские захоронения в каменных ящиках из плитняка. А с другого края – зона курганов северных пазырыкцев. Как все эти люди со своими разными культурами сосуществовали на одном пространстве – вопрос, требующий отдельного изучения. Неподалеку от Чултукова Лога расположено одно из самых крупных древних городищ северного Алтая (полкилометра в длину) – памятник гуннской эпохи Манжерок-3, на котором сохранились оборонные рвы еще со скифских времен, а также комплекс курганов Манжерок-12.
Из-за толстого слоя дерна и невыразительного рельефа древних сооружений ученому пришлось изобретать новые методы разведки – прокалывать грунт железной шпагой в поиске древних каменных могильных кладок. Каждый раз ученый выходит на разведку со шпагой, как на поединок. В крупных конструкциях шпага не достает до кладки, и на помощь приходит геофизическая съемка. Так, геофизики подтвердили гипотезу Андрея Бородовского о том, что Соузгинские валы, возвышающиеся шестью рядами поперек Чуйского тракта, представляют собой искусственно созданные древние оборонительные каменные насыпи. Под толстым слоем дерна оказалась каменная кладка из очень крупных камней (мегалитов). Местность около современного села Соузга, по сути, представляла собой ворота в Горный Алтай, и в первом тысячелетии до нашей эры, по мнению исследователя, местные жители тщательно охраняли свои территории от желающих разделить их. Гипотезу о возрасте этого памятника еще предстоит доказать. Но уже сейчас можно уверенно говорить, что Горный Алтай имеет свою «Великую алтайскую стену».
Поскольку Манжерок – относительно крупный для Горного Алтая населенный пункт со своей инфраструктурой, древние слои во многих местах были перевернуты, и найденные предметы возрастом в тысячи лет перешли в разряд случайных находок. Но для исследователя, который с прошлого века изучает древние культуры данной местности, увидеть контекст не представляет проблемы. В текущем археологическом сезоне на городище Черемшанка (период рубежа эр, майминская культура) были обнаружены два сломанных костяных варгана, слегка похожих на трезубые костяные гребни для волос. Их возраст составил около двух тысяч лет. Они были сделаны из ребер копытного животного. Такие музыкальные инструменты были широко распространены в гуннское время. Но для Горного Алтая эти варганы как традиционные музыкальные инструменты являются древнейшими. А неподалеку от музыкальных инструментов выявлены все признаки древней косторезной мастерской сарматского времени: многочисленные отходы интенсивного косторезного производства, костяные накладки на лук и наконечники стрел, маленький косторезный нож и точильный камень (оселок). Изделия из кости и рога нередко находят в погребениях на Алтае, но мест их производства до сих пор никто не детально не исследовал.
– Во всех справочниках пишут, что городища Черемшанка уже не существует, но я могу заверить, что это не так, – утверждает Андрей Бородовский. – Культурный слой здесь достаточно насыщенный, и я продолжаю его исследовать. «Майминцы» были впервые обнаружены 20 лет назад и выделены в отдельную культуру по своеобразной керамике, но найти их погребения и предметы быта, следовательно, фактически подтвердить ее реальное существование этой археологической культуры довелось мне. Их поселения было немногочисленным, но очень развитым – они сами делали луки и музыкальные инструменты гуннского типа, великолепно вырезали из кости. И вся их культурная и хозяйственная деятельность – происходила именно тут, в нижнем течении Катуни.
В совместном проекте с Краковским университетом в Польше и Упсальским университетом в Швеции (Altai Isotopic Project) мы исследуем антропологический материал (быстрянской, пазырыской, кара-кобинской майминской) культур. По изотопам стронция в костях этих людей можно сказать, какую воду они пили в течение всей жизни, следовательно, были ли они местные или пришлые.
Памятники северных археологических районов Горного Алтая в нижнем течении Катуни не перестают удивлять и своей многочисленностью, и тем, что среди них почти нет разграбленных, что совершенно нехарактерно для всей остальной территории Горного Алтая. По-видимому, проходя эти территории, люди во все времена, как тысячи лет назад, так и сегодня, устремлялись на юг к высоким перевалам и далеким горам.
P.S. Исследователь предпочел не публиковать фотографии с изображениями наиболее важных находок текущего сезона до выхода в печать научной статьи с их подробным анализом.