Новость: Сибирскому археологу вручили высшую государственную награду Кыргызстана
Проход по ссылкам навигации


Сибирскому археологу вручили высшую государственную награду Кыргызстана

«За пять тысячелетий, с того времени, как кочевые племена заселили бескрайние степи и горные долины внутренней части Азиатского материка, по степным просторам прокатилась не одна волна воинственных номадов на легких боевых колесницах или верхом на быстроногих конях, сметая всякое сопротивление. Те, чье имя гремело на просторах степной Азии, ушли в прошлое, не оставив следов, кроме каменных курганов над могилами вождей и воинов, монументальных стел, выбитых и нанесенных краской рисунков».

Так в своей книге «Сабля Багыра» описывал историю енисейских кыргызов лауреат ордена «Манас» III степени – главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета Юлий Худяков, получивший эту высокую награду лично из рук президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.

– Оружие енисейских кыргызов меня интересовало еще в студенчестве, поскольку все оно было великолепной сохранности, – рассказал Юлий Сергеевич Худяков. – Это было связано и с высоким качеством предметов, и с тем, что перед захоронением они сжигали тела умерших вместе с их оружием. Таким образом, сталь проходила дополнительную закалку. Теме оружия древних кочевников я посвятил свою кандидатскую и докторскую диссертации. После выхода одной из моих монографий в 1980 году ко мне стали присылать на учебу аспирантов из Кыргызии. В последние годы у нас появилась возможность участвовать в раскопках и выступать на конференциях на территории Кыргызии. Президент Атамбаев остро заинтересован в изучении истории своего народа.

– Что символизирует награда – орден «Манаса»?

– Орден «Манас» — высшая государственная награда Киргизии. Манас – это имя эпического национального героя. Знаменитый эпос «Манас» вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый объемный эпос в мире: вся трилогия занимает пять тысяч строк. Эпос посвящен борьбе кыргызов с калмаками – тюркское название одной из групп западных монголов. Енисейские кыргызы также в начале 18в. были переселены джунгарами из родных мест в долину реки Эмель, на территорию современного Синьцзянь-Уйгурского автономного округа Китая.

– Кто-то из потомков енисейских кыргызов мог остаться в Китае?

– Когда мой коллега Сергей Скобелев был на стажировке в Харбине, он встретил потомков енисейских кыргызов. Они давно носят китайские имена и фамилии, но хорошо помнят свои родовые названия и даже некоторые слова языка своих предков. Называют себя хыргыс или по-монгольски «хяргяс». В Синьцзянь-уйгурском районе Китая существует целый кыргызский автономный округ Кызылсу, где живут потомки енисейских кыргызов. Я недавно был на конференции, где звучала идея о том, что было бы неплохо преподавать Синьцзяньским кыргызам в Новосибирском университете историю их народа, как обучаются у нас, например, граждане Кыргызстана. Для сибирских ученых это была бы возможность принять участие в исследованиях и ознакомиться с уникальными материалами раскопок в Китае.


Тяжело вооруженный енисейский кыргыз. Реконструкция Ю.С.Худякова


– В чем состоит их уникальность?

– В богатстве памятников и потрясающей сохранности артефактов. В 1990 году я побывал в музеях Китая в составе экспедиции ЮНЕСКО и был просто поражен степенью сохранности тяньшаньских находок. Сухой климат не дает гнить органике. Деревянные луки, стрелы, удивительные одежды, головные уборы, обувь, войлок, – все это сохранилось чуть не в первозданном виде! Даже тела погребенных в тех местах высыхали, естественным образом превращаясь в мумии. Позже в Притяньшанье велись совместные раскопки с участием китайских, японских, американских и немецких археологов. Насколько мне известно, это был очень дорогостоящий проект. Если получится организовать обучение в НГУ студентов из Синьцзяня и организовать раскопки, это, безусловно, стимулирует наши работы по данной тематике на российских территориях (Саяно-Алтай), а также в западной Монголии и в Кыргызстане.

– Каких древних кыргызов можно считать предками современных? Енисейских или тяньшаньских?

– К тяньшаньским (VIII-XIVвв.) примкнуло очень много тюркских и монгольских племен. Так что они обрели не только новую генетику, но и новую культуру, приняв ислам. Но именно они унаследовали многие традиции кыргызов Енисея, которые мигрировали на Тяньшань в IX-Xвв. Енисейские кыргызы (V-ХIIвв.) были шаманистами. В Синьцзяне осталась еще группа кыргыз-калмаков. Когда джунгары их завоевали, они принудили часть населения принять ламаизм. Вот и получилось, что по культуре и по языку они кыргызы, а по религии нет. Им пришлось уйти в Джунгарию к монголоязычным племенам. В Кыргызстане сегодня пишут кириллицей, китайские кыргызы пишут арабской вязью, а енисейские писали рунами. История этого народа была очень непростой, поэтому в какой-то мере можно считать всех средневековых кыргызов предками современных, ведь все они в той или иной степени сделали свой вклад в их национальную культуру.

Одним из наставников Юлия Сергеевича Худякова был выдающийся российский археолог, академик Алексей Павлович Окладников, который подчеркивал необходимость изучения древних кочевых народов Евразии. Ученому удалось воплотить замысел своего учителя. Сегодня существует целая научная школа кыргызоведа и археолога Ю.С.Худякова как в России, так и в Кыргызстане, а многие из его профессионально выполненных рисунков стали хрестоматийной частью современных учебников по истории кыргызов и Кыргызстана. В последние годы на территории Кыргызстана под руководством Юлия Худякова сибирские ученые совместно с кыргызскими коллегами проводили археологические раскопки и научные исследования, в том числе, на музейных материалах. Цель этих исследований – проследить историю и взаимосвязи енисейских кыргызов со своими потомками, переселенными на Тяньшань.

Переселение енисейских кыргызов на Тяньшань. Рис.Ю.С.Худякова

«Столетия проживания кыргызов на Енисее не прошли бесследно для народов Саяно-Алтая и других регионов Евразии, в состав которых они вошли и внесли часть своей культуры. Все тюркские и монгольские народы суть наследники культуры и истории енисейских кыргызов, а потомками средневековых кыргызов являются современные кыргызы и некоторые родо-племенные подразделения из хакасов, тувинцев, алтайцев».

(«Сабля Багыра»)