Новость: Археологи нашли в тайге лик шаманского духа
Проход по ссылкам навигации


Археологи нашли в тайге лик шаманского духа

В Забайкальском крае, на реке Шилка, в тайге близ устья реки Желтуга, сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили уникальный этнографический объект – личину духа, вырезанную на стволе лиственницы. Находка была сделана во время мониторинга археологических памятников по маршруту экспедиции А.П. Окладникова 1954 года.

По мнению ученых, изображение личины было вырезано эвенками-орочонами – аборигенным населением юго-восточных районов Восточной Сибири. В настоящее время на Шилке они не проживают, откочевав в более северные регионы. Возраст лиственницы порядка 100 лет, а изображению не менее четверти века.

За пределами России эвенки-орочоны живут в Маньчжурии и Монголии. Этноним орочон известен с XVII в. Считается, что такое название им дали маньчжуры. А вот от какого корня присходит это слово – предмет споров: от «орон» (олень) или «оро» (местный). Язык орочонов – это восточный диалект эвенкийского языка, который принадлежит к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи.

Орочоны были шаманистами, а их ритуальные практики тесно связаны с основным хозяйственным занятием – охотой. По мнению исследователей, вырезанная на дереве личина изображает духа охоты или духа места. У некоторых групп эвенков такие изображения использовались для обращения к духу перевала, реки и т.д. Подобные личины вырезали после смерти шамана или перед тем, как откочевать в другое место, проводя обряд испрашивания удачи. Нередко это были изображения предков, к которым живые обращались за помощью. Обряд сопровождался кормлением духа, которого символизировала личина. Для этого её мазали жиром или кровью.

Местные жители рассказали археологам, что в 70-е годы XX века они ещё встречали в тайге подобные изображения. Одно из них жители села Горбица помнят под названием «Стенька Разин». Оно находилось вверх по течению речки Ларги, где известна писаница эпохи бронзы, которую орочоны также могли использовать в ритуальной практике. Подобные примеры неоднократно отмечал А.И. Мазин, который исследовал наскальные изображения Забайкалья и Приамурья, а также внёс большой вклад в изучение этнографии эвенков-орочонов.

Есть неподтверждённые сведения о том, что культовые места с личинами, вырезанными на стволах лиственниц, имеются в соседнем Могочинском районе. Но ни одна из таких личин с территории Забайкалья до сих пор не была введена в научный оборот.

– Личины, вырезанные на деревьях – довольно распространенная вещь в этнографии сибирских народов, – поясняет руководитель экспедиции старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Сергей Алкин. –Сведения о них есть в научной литературе. Я сам родом из Забайкалья, и с детства помню, как орочоны приходили на оленях в наш поселок Итака Могочинского района Читинской области. Сегодня в тех краях никого из носителей древних шаманских традиций не осталось. К счастью, они зафиксированы в трудах Анатолия Ивановича Мазина, который работал в регионе Верхнего Приамурья. Из современных публикаций мне известна лишь одна подобная шилкинской личина – изображение духа-охоты Байнаха у орочонов Большого Хингана, которую опубликовали китайские коллеги. Они описали и обряд, который до сих пор проводится на том культовом месте.

Сергей Алкин отметил, что существует проблема охраны этого памятника традиционной культуры эвенков-орочонов. По его информации, весной 2016 года лесной пожар был остановлен всего в паре километров от лиственницы с личиной.