Бауло А.В. Шаманские бубны северной группы обских угров (XVIII – начало XXI века)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 3 2024

  

Перейти к статье:    

Шаманские бубны северной группы обских угров (XVIII – начало XXI века)

А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья посвящена описанию шаманских бубнов северных групп манси и хантов. Хронологические рамки работы XVIII -начало XXI в. В качестве источников использованы труды исследователей и полевые сборы автора на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Среди служителей культа выделена категория койпынг-няйт - шаман, камлающий с бубном. Описан процесс изготовления этого атрибута. Собрана информация о 44 шаманских бубнах, которая сведена в таблицу, позволяющую увидеть их особенности и различия по форме, количеству резонаторов и др. Приведены немногочисленные описания камланий. Отдельный раздел посвящен фигурам духов-покровителей, являющимся составной частью бубнов. Это антропоморфные изображения, вырезанные на рукоятях, колотушках, или фигурки, вложенные в бубны. Уляпинских манси отмечен обычай сопровождения бубнов фигурой охранника - койпынг-пупыга. Описана традиция трансформации бубна после смерти его владельца в фигуру семейного духа-по-кровителя, антропоморфный образ которого создавался специально сшитыми мужскими одеждами. Подчеркнута позиция автора о неразвитости шаманства у северных групп обских угров, основанная на ограниченности функций шамана, отсутствии костюма и пр. Количество шаманских атрибутов в обрядовой сфере манси и хантов значительно меньше, чем атрибутов культа Мир-сусне-хума. Указаны основные районы распространения бубнов в XX - начале XXI в. у манси (бассейн р. Ляпин) и хантов (бассейн р. Сыня), относящиеся к территории, которая в XVIII-XIX вв. являлась контактной зоной обских угров и ненцев.

Ключевые слова: шаман, бубен, ханты, манси, обряд, дух-покровитель

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.3.099-109

Shaman Tambourines of the Northern Ob Ugrians (18th to Early 21st Centuries)

A.V. Baulo

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

Shaman tambourines of the northern Khanty and Mansi (18th to early 21st centuries) are described. Sources include publications by other specialists and the authors field materials collected in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra and the Yamal-Nenets Autonomous Okrug. A shaman performing rites with a tambourine is called koipyng-nyait. The process of making a tambourine is described. Information on 44 tambourines is summarized in a table with reference to shape, number of resonators, etc. The few available descriptions of rites are provided. A separate section concerns anthropomorphic images of patron spirits, carved on handles and beaters or represented as figurines inserted in tambourines. The Lyapin Mansi practiced a custom of providing tambourines with figurines of guards, koipyng-pupyg. Traditionally, after the tambourine’s owner had died, the tambourine became a family patron spirit, whose image was supplied with specially sewn men’s clothes. In my view, the northern Ob Ugrian shamanism was underdeveloped, as evidenced by the shaman’s limited functions, absence of special attire, etc. The shamanic paraphernalia used by Khanty and Mansi are much scarcer than those associated with the cult of Mir-Susne-Khum. The main distribution areas of tambourines in the 20th to early 21st centuries are the basins of the Lyapin River (Mansi) and the Synya River (Khanty). Both belonged to the territory that, in the 18th-19th centuries, was the contact zone between Ob Ugrians and Nenets.

Keywords: Shamans, shaman tambourines, Khanty, Mansi, rite, patron spirits