Майничева А.Ю. Русские православные церкви «иже под колоколы»: семантические особенности и формирование картины мира
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 2 2024

  

Перейти к статье:    

Русские православные церкви «иже под колоколы»:
семантические особенности и формирование картины мира

А.Ю. Майничева

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье впервые выявляются духовные и религиозные основы построения русских православных церквей «иже под колоколы», специфика их семантики и роль в формировании картины мира. Характеризуются архитектурные особенности подколокольных храмов, относящихся к редкому типу церквей, которые известны в России с XIV в. и возводятся вплоть до настоящего времени. Рассматривается многоаспектная семантика церквей, сложившаяся под влиянием сочетания византийских и европейских традиций, и воплощение в их архитектуре значимых в православном вероучении идеологем. Установлено, что основополагающей теософемой выступает лестница как образ духовного совершенствования; об этом говорят известные посвящения подколокольных церквей свв. Столпникам, а также во имя чудесных событий вероучения, имеющих преобразовательную коннотацию; в честь святых, почитаемых в православии как проповедники, трактовавших и развивавших основополагающие понятия, и тех, кто, приобщившись к вере, пошел по пути развития духа. Определено, что в основе посвящений престолов чудесным событиям и чудотворным иконам, связанным с воинской славой, и святым воинам-победоносцам, покровителям военных, лежит идея победоносности животворящего столпа креста. Образ колокола как провозвестника Бога нашел выражение в том, что в подколокольных храмах колокола расположены непосредственно над литургическим пространством и несут пастве «глас Божий» прямо из сакрального пространства. Сделан вывод о том, что столпообразные здания храмов «иже под колоколы» представляют собой значимые элементы картины мира русских, акустически и визуально маркирующие православный культурный ландшафт, характеризуемый идеологемами духовного развития и торжества христианской веры.

Ключевые слова: церкви «иже под колоколы», семантика, картина мира, символы, культурный ландшафт, православие, посвящение престола

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.2.119-125

Russian Orthodox Churches “Under the Bells”:
Semantic Features and Origin of the Worldview

A.Y. Mainicheva

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

Religious foundations underlying the construction of Russian Orthodox churches "under the bells", the meaning and role of this notion are analyzed with reference to the traditional worldview. Architectural features of such churches are described. They belong to a rare type and have been constructed in Russia from the 14th century to the present time. Their multiple meanings, influenced by Byzantine and European traditions, related to the key Orthodox notions, are analyzed. The most basic of these was the idea of the ladder, symbolizing spiritual growth, as evidenced by dedication of churches "under the bells" to the Stylites, to preachers developing key Orthodox notions, to converts engaged in spiritual maturation, as well as to miracles believed to influence human life in a profound way. Dedications to miracles and miraculous icons, associated with military glory, and to canonized warriors, patrons of the military, etc., are based on the idea of the victorious and life-giving cross. The image of the bell as a divine messenger is embodied in the tradition of placing bells right above the liturgical space, making perception of the voice of God" by the flock more direct. A conclusion is made that pillar-like edifices of churches "under the bells" represent the most meaningful elements of the Russian worldview, marking the Orthodox cultural landscape, whose central idea is that of spiritual maturation and triumphant Christian faith.

Keywords: Churches "under the bells", semantics, worldview, symbols, cultural landscape, Orthodoxy, dedication of the altar