Перейти к статье:
Антропоморфная миниатюрная скульптура
с Усть-Войкарского городища:
хронология, контекст, семантика
Ю.Н. Гаркуша, А.В. Новиков, А.В. Бауло
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
В статье публикуется коллекция миниатюрной антропоморфной скульптуры, полученная в ходе работ 2012-2016 гг. на Усть-Войкарском городище (приполярная зона Западной Сибири). Памятник относится к археологическим объектам с мерзлым культурным слоем, обусловившим сохранность предметов из органических материалов. Подавляющее большинство скульптурок изготовлено из дерева, две - из листового металла, одна - из лимонитовой конкреции. Выделены четыре основные категории изображений: бюсты, головы, условно полные антропоморфные фигуры, личины на палочках. Большая часть скульптурных изображений выполнена в традиции обско-угорской иконографии, меньшую можно соотнести со скульптурой самодийского облика. На некоторых фигурах есть дополнительные элементы в виде рядов насечек и изображения ромба. По этнографическим данным, их наличие наделяло скульптуры сакральным статусом. Находки имеют четкий археолого-архитектурный и хронологический (по данным дендрохронологии) контекст. Основная часть предметов была обнаружена в культурных слоях начала XVI - начала второй трети XVIII в. Рассмотрена стилистика изображений, приведены аналогии. Проведен сравнительный анализ антропоморфных изображений с этнографическими данными XVIII - начала XX в. Связь большей части фигур с определенными жилищами, их небольшие размеры и иконография показывают, что все они относятся к культовой деревянной антропоморфной скульптуре и являются атрибутами домашних святилищ. Установлено, что изображения делятся на две основные категории: семейные духи-покровители и иттарма -временные вместилища душ умерших.
Ключевые слова: Усть-Войкарское городище, север Западной Сибири, северные ханты, антропоморфная скульптура, духи-покровители, иттарма
doi:10.17746/1563-0102.2024.52.2.108-118
Miniature Anthropomorphic Sculptures from Ust-Voikary:
Chronology, Context, Semantics
Y.N. Garkusha, A.V. Novikov, and A.V. Baulo
Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
We publish a sample of anthropomorphic sculptures unearthed in 2012-2016 at the Ust-Voikary fortified settlement in the circumpolar zone of Western Siberia. This is one of the permafrost sites, where artifacts made of organic materials are well preserved. The vast majority of the sculptures are made of wood, two of sheet metal, and one from a limonite concretion. Four main categories are identified: busts, heads, relatively full anthropomorphic figurines, and masks on sticks. Most of the sculptures follow the tradition of Ob-Ugric art, while a few can be attributed to Samoyedic art. Some figurines have additional elements such as rows of notches and diamond-shaped signs. According to ethnographic data, these signs endowed the sculptures with a sacral status. The finds have a clear archaeological, architectural, and dendrochronological context. Most were discovered in cultural layers dating to the early 1500s to early and mid-1700s. The artistic style is analyzed, and parallels are cited. The sculptures are compared with 18th to early 20th century ethnographic data. The connection of most figurines with dwellings, their small size and style show that they all belong to the ritual wooden anthropomorphic sculpture and were attributes of domestic sanctuaries. They fall into two main categories: family patron spirits and ittarma—temporary abodes of souls of the dead.
Keywords: Ust-Voikary, northwestern Siberia, northern Khanty, anthropomorphic sculpture, patron spirits, ittarma