Серегин Н.Н., Тишкин А.А., Матренин С.С., Паршикова Т.С., Тур С.С. Новые данные о вооруженных конфликтах на Алтае в жужанское время (по материалам некрополя Чобурак I)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 2 2024

  

Перейти к статье:    

Новые данные о вооруженных конфликтах на Алтае
в жужанское время
(по материалам некрополя Чобурак I)

Н.Н. Серегин, А.А. Тишкин, С.С. Матренин, Т.С. Паршикова, С.С. Тур

Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия

В статье представлены результаты изучения одного из погребений жужанского времени комплекса Чобурак I. На площади данного разновременного памятника, расположенного в Чемальском р-не Республики Алтай, экспедицией Алтайского государственного университета раскопан компактный некрополь из 12 объектов. В кург. 34а исследовано захоронение мужчины 30-35 лет с лошадью и представительным инвентарем, включавшим предметы вооружения, конского снаряжения, орудия труда и предметы быта. На месте головы умершего находился череп барана, а на некоторых костях посткраниального скелета были выявлены многочисленные травматические повреждения, нанесенные клинковым оружием. Установлено, что рассматриваемый объект относится к дялянской погребальной традиции носителей булан-кобинской культуры. Анализ предметного комплекса и результаты радиоуглеродного датирования позволяют определить хронологию кург. 34а в рамках середины - второй половины IV в. н.э. Зафиксированные свидетельства травматизма показывают, что мужская часть локальной группы кочевников, оставившей некрополь Чобурак I, принимала активное участие в военных конфликтах, а также в целом подтверждают высокий уровень вооруженного насилия на Алтае в жужанское время. Представлены возможности интерпретации выявленного случая декапитации. С учетом аналогий в материалах памятников, исследованных на сопредельных территориях, высказано предположение о том, что голова барана была использована в погребальном обряде как основа для изготовления маски-личины. Вероятно, данная своеобразная традиция отражает ритуал замещения утраченной части тела, который мог быть обусловлен обстоятельствами насильственной смерти человека.

Ключевые слова: погребение, жужанское время, Алтай, вооруженные конфликты, травмы, обрядовая практика

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.2.084-091

New Data on Armed Conflicts in the Altai During the Rouran Period:
The Choburak I Cemetery

N.N. Seregin, A.A. Tishkin, S.S. Matrenin, T.S. Parshikova, and S.S. Tur

Altai State University, Pr. Lenina 61, Barnaul, 656049, Russia

This study focuses on a burial at a Rouran period cemetery Choburak I in the Chemalsky District, Republic of Altai, where altogether twelve burials were excavated by an expedition from the Altai State University. In mound 34a, a burial of a 30-35-year-old male with a horse was excavated. The burial goods included weapons, items of horse harness, utensils and domestic artifacts. The head of the buried individual had been replaced by a cranium of a ram, and certain postcranial bones revealed multiple injuries inflicted by a cutting weapon. The burial is attributed to the Dalian tradition, associated with the Bulan-Koba culture. The analysis of the burial goods and a radiocarbon estimate suggest that the burial dates to the middle or second half of the 4th century AD. Injuries testify to armed conflicts, in which males had taken part, and support the belief that violence in the Altai was high during the Rouran period. The case is interpreted as that of decapitation. Given the parallels in adjacent regions, is can be hypothesized that the head of a ram had been used as a basis for a mask. Apparently, this peculiar custom was associated with the ritual in which the missing bodily part was replaced in specific cases of violent death.

Keywords: Burial, Rouran period, Altai, armed conflicts, injuries, ritual practice