Молодин В.И., Батболд Н., Зоткина Л.В., Черемисин Д.В., Ненахова Ю.Н. Святилище с «калгутинскими» из ображениями на северо-западе Монголии (предварительные данные)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 1 2024

  

Перейти к статье:    

Святилище с «калгутинскими» изображениями
на северо-западе Монголии (предварительные данные)

В.И. Молодин1, Н. Батболд2, Л.В. Зоткина1, Д.В. Черемисин1, Ю.Н. Ненахова1

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Институт археологии Монгольской академии наук, Монголия Institute of Archaeology, Mongolian Academy of Sciences Peace Avenue, MAS building-1, Ulaanbaatar, 13330, Mongolia

В статье представлены первые результаты детального исследования одного из ключевых местонахождений с изображениями древнейшего пласта в наскальном искусстве Монгольского Алтая - Бага-Ойгур-5 (правый берег). Приводятся основные данные о расположении памятника, особенностях его природного контекста и др. Характеризуются основные группы изображений, предлагается их атрибуция. Наиболее детально рассматриваются самые многочисленные на памятнике петроглифы, выполненные в «калгутинском» стиле, который ранее был отнесен авторами к финалу верхнего палеолита. Сделано заключение о том, что на местонахождении наряду с древнейшими имеются изображения эпохи бронзы и Средневековья. Уделяется внимание наиболее информационно содержательным изобразительным поверхностям, на которых представлены как одиночные фигуры «калгутинских» лошадей, быков, баранов и оленей, так и композиции с их участием. В наскальном искусстве древнейшего пласта на рассматриваемой территории впервые зафиксирован нефигуративный знак в виде решетки, композиционно связанный с фигурой лошади, что типично для первобытного искусства. Результаты анализа многослойной композиции - одной из самых значимых - подтверждают предположение о создании «калгутин-ских» петроглифов до эпохи бронзы. Подробно рассматривается особый природный контекст памятника Бага-Ойгур-5 (правый берег) - ограниченное по площади пространство, на котором представлены скальные выходы преимущественно с плоскими поверхностями, выделяющимися на фоне общего ландшафта с выпуклыми валунами. Подчеркивается особый характер расположения наскальных изображений в пределах местонахождения: фигуры животных на отдельных изобразительных поверхностях выстроены почти композиционно. На основании этих характеристик сделан предварительный вывод о том, что рассматриваемый объект был сакральным местом - святилищем.

Ключевые слова: наскальное искусство, петроглифы, палимпсест, «калгутинский» стиль, Бага-Ойгур-5 (правый берег), Монгольский Алтай

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.1.058-069

Sanctuary with “Kalguty” Style Images in Northwestern Mongolia
(Preliminary Data)

V.I. Molodin1, N. Batbold2, L.V. Zotkina1, D.V. Cheremisin1, and Y.V. Nenakhova1

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Institute of Archaeology, Mongolian Academy of Sciences, Peace Avenue, MAS building-1, Ulaanbaatar, 13330, Mongolia

This article presents the first results of a detailed study of a key rock art site with the earliest petroglyphs in the Mongolian Altai— Baga-Oigur-5 (Right Bank). Basic data on its location, the surrounding environment, etc. are provided. The main groups of petroglyphs are characterized and attributed. The most numerous group, that of the "Kalguty" style, is examined in detail. This style was previously attributed by the current authors to the Final Upper Paleolithic. Bronze Age and medieval petroglyphs are also present at the site. The most informative panels show single horses, bulls, sheep, and deer rendered in the "Kalguty" style, as well as compositions including these animals. Among the earliest local rock art, for the first time, a nonfigurative sign has been found, resembling a grid, connected with the figure of a horse in a manner that is typical of prehistoric art. The analysis of a multilayered composition—one of the most important—confirms the hypothesis that "Kalguty" style petroglyphs predate the Bronze Age. The unusual natural context of Baga-Oigur-5 (Right Bank) is addressed in detail: a restricted area with available flat rock surfaces standing out against a background landscape with convex boulders. The arrangement of rock carvings within the site is unusual: animal figures on various surfaces combine in a nearly compositional manner. A tentative conclusion is made that the site was a sanctuary.

Keywords: Rock art, petroglyphs, palimpsest, "Kalguty" style, Baga-Oigur-5 (Right Bank), Mongolian Altai