Дронова Т.И. Старообрядческий погост: семиотика культурного пространства (по материалам староверов-беспоповцев, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 51 № 4 2023

  

Перейти к статье:    

Старообрядческий погост: семиотика культурного пространства
(по материалам староверов-беспоповцев, проживающих
в Усть-Цилемском районе Республики Коми)

Т.И. Дронова

Институт языка, литературы, истории Коми научного центра УрО РАН ул. Коммунистическая, 26, Сыктывкар, Республика Коми, 167000, Россия

В статье рассматривается структура кладбищ и типы надмогильных сооружений на региональном материале традиционной культуры русских староверов-беспоповцев, проживающих в Усть-Цилемском р-не Республики Коми. Впервые представлено описание староверческих погостов, получивших в местной среде названия «могильники», «могилы», история их формирования и сохранения. Освещаются традиционные представления, касающиеся кладбищ, их обустройства. Подробно анализируется символика форм надмогильных сооружений, выполненных не только на основе церковных предписаний и требований, но и с учетом дохристианских верований. В исследовании используется народная терминология, поверья об усопших и загробной жизни. Рассматриваются степень и характер трансформаций в годы советского строительства, предопределившего грандиозную модернизацию общества и в известной мере изменившего традиционные устои староверческой культуры нижнепечорцев. Несмотря на стремление представителей этноконфессиональной группы устьцилёмов следовать традициям предков, в 1960-1970-х гг. они стали испытывать влияние советской культуры, но сумели сохранить локальную специфику, выраженную в типах надмогильных сооружений, традиционных представлениях и обрядности. Установлено, что способы организации и обустройство кладбищ, важнейшие символы, зафиксированные в памятниках, свидетельствуют об устойчивости народной культуры усть-цилемских староверов, синтезировавшей церковные предписания и правила и элементы дохристианских верований. В научный оборот вводятся новые полевые этнографические, фольклорные, лингвистические и архивные материалы.

Ключевые слова: традиционная культура, русские староверы-беспоповцы, кладбище, надмогильные памятники, усопшие, предки

doi:10.17746/1563-0102.2023.51.4.126-134

The Old Believers’ Churchyard: Semiotics of Cultural Space
(The Case of the Ust-Tsilma Old Believers-Bespopovtsy in the Komi Republic)

T.I. Dronova

Institute of Language, Literature, and History, Komi Science Center, Ural Branch, Russian Academy of Sciences, Kommunisticheskaya 26, Syktyvkar, Komi Republic, 167000, Russia

The study addresses the structure of cemeteries and types of tombstones in the funerary tradition of Russian Old Believers-bespopovtsy in the Ust-Tsilemsky District, Komi Republic. The first description of their graveyards, known as "mogilniki", or "mogily", is provided, and their history and preservation are outlined. Traditional beliefs concerning cemeteries and their arrangement are cited. The symbolism of the forms of tomb structures, reproducing not only canonical prescriptions and requirements, but also certain pagan beliefs, is analyzed in detail. Folk terms relating to the dead and the afterlife are listed. The degree and nature of post-revolutionary transformations, profoundly affecting the foundations of the Old Believers’ culture, are explored. Despite the attempts to follow the tradition, modern lifestyles took root in the 1960s and 1970s. Elements of local specificity in funerary rites have nonetheless survived and can be seen in the symbolism of tombstones, synthesizing Christian and pre-Christian traditions. Findings of ethnographic, linguistic, and archival studies are presented.

Keywords: Traditional culture, Russian Old Believers-bespopovtsy, cemetery, tombstones, deceased, ancestors