Перейти к статье:
Хронология наскальных изображений
в российско-монгольской части Алтая
(от палеолита до позднего Средневековья)
В.И. Молодин1, Д.В. Черемисин1, Ю.Н. Ненахова1, Н. Батболд2
1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2Институт археологии Монгольской академии наук, Монголия Institute of Archaeology, Mongolian Academy of Sciences Peace Avenue, MAS building-1, Ulaanbaatar, 13330, Mongolia
В статье предлагается опыт построения хронологии наскальных изображений, обнаруженных на территории российско-монгольской части Горного Алтая, от эпохи палеолита до позднего Средневековья. Исследование базируется на анализе стилистики и репертуара сюжетов петроглифов, а также результатах изучения петроглифических палимпсестов. Древнейший пласт наскального искусства указанного региона отнесен к эпохе верхнего палеолита. На ряде палимпсестов фигуры лошадей, выполненные в калгутинском стиле, перекрыты петроглифами бронзового века. Отмечается наибольшая сложность определения пласта изображений, относящихся к неолиту. В огромном массиве петроглифов эпохи бронзы выделены фигуры, отражающие изобразительные традиции, которые связываются с афанасьевской и чемурчекской культурами. Очевидным маркером чемурчекской изобразительной традиции являются «чемурчекские антропоморфы». Указывается, что пласт петроглифов эпохи бронзы, представленный многообразием зоо- и антропоморфных фигур, а также изображений реалий (оружие, колесный транспорт), не является хронологически и культурно монолитным и в дальнейшем может быть дифференцирован хронологически. Для раннего железного века предполагается выделить петроглифы начального этапа и середины I тыс. до н.э. Рассмотрены сложности определения наскальных рисунков гунно-сарматской эпохи, а также своеобразие яркой древнетюркской изобразительной традиции эпохи раннего Средневековья, содержание петроглифов Новейшего времени на юге Российского Алтая.
Ключевые слова: Монгольский Алтай, петроглифы, палимпсесты, калгутинский стиль, чемурчекская культура, ранний железный век и эпоха Средневековья
doi:10.17746/1563-0102.2023.51.4.065-077
Chronology of Rock Art of the Russian and Mongolian Altai:
From the Paleolithic to the Late Middle Ages
V.I. Molodin1, D.V. Cheremisin1, Y.N. Nenakhova1, and N. Batbold2
1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
2Institute of Archaeology, Mongolian Academy of Sciences, Peace Avenue, MAS building-1, Ulaanbaatar, 13330, Mongolia
The study attempts to construct a chronology of rock art in the Russian and Mongolian part of the Altai Mountains from the Paleolithic to the Late Middle Ages. We focus on the style and themes of rock art and on petroglyphic palimpsests. The earliest representations date to the Upper Paleolithic. On certain palimpsests, images of horses in the Kalguty style are overlaid by Bronze Age petroglyphs. The key challenge is to identify Neolithic petroglyphs. Among the huge number of Bronze Age representations, some follow the traditions peculiar to the Afanasyevo and Chemurchek cultures. The key feature of the latter are so-called "Chemurchek anthropomorphs". Bronze Age petroglyphs, representing animals, humans, weapons, wheeled vehicles, etc., are chronologically and culturally diverse and must be subdivided respectively. Early Iron Age ones require attribution to either the initial stage or to the mid-1st millennium BC. We discuss the difficulties of analyzing rock art of the Xiongnu-Sarmatian age, the expressive Turkic style, that of the early medieval rock art, and recent petroglyphs of the southern Russian Altai.
Keywords: Mongolian Altai, petroglyphs, palimpsests, Kalguty style, Chemurchek culture, Early Iron Age, Middle Ages