Харинский А.В. Использование частей туши барана в погребальной практике населения Байкальского региона в XIII–XIV веках
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 51 № 1 2023

  

Перейти к статье:    

Использование частей туши барана в погребальной практике
населения Байкальского региона в XIII–XIV веках

А.В. Харинский

Иркутский национальный исследовательский технический университет ул. Лермонтова, 83, Иркутск, 664074, Россия

Иркутский государственный университет ул. Карла Маркса , 1, Иркутск, 664003, Россия

В статье представлены результаты изучения обычая помещать в могилу вместе с умершим части туши барана (овцы), зафиксированного в погребениях XIII-XIV вв. в Байкальском регионе. Рассмотрены материалы из трех районов, входивших в состав Монгольской империи (Юго-Восточное Забайкалье, Северное Прихубсугулье, Южное Приангарье). Дается описание захоронений, особое внимание уделяется бараньим костям, их составу и расположению в могиле. Отмечено, что для Южного Забайкалья характерно помещение в могильную яму в районе головы погребенного голени барана. Намного реже, чем берцовые кости, в захоронениях встречаются бараньи лопатки или позвонки. При этом последние чаще всего находятся под тазовыми костями погребенных или верхней частью бедренных. В Прихубсугулье голень барана клали возле руки или ноги умершего. В ангарских захоронениях фиксируется помещение в могилу головы барана и всей его спинной части, которые располагались в ногах покойника. Сделан вывод о том, что в захоронениях саянтуйского типа, распространенных в Южном Забайкалье и характеризующих погребальную традицию монголов имперского периода, преобладало помещение в могилу голени барана, которая располагалась вертикально. В других районах Байкальского региона фиксируются иные традиции в размещении частей туши барана в погребении, что, вероятно, связано с отсутствием в них монгольского населения и его элиты.

Ключевые слова: Монгольская империя, Байкальский регион, саянтуйский погребальный ритуал, кости барана, берцовая кость, позвонок

doi:10.17746/1563-0102.2023.51.1.146-153

Use of Parts of Ram Carcasses in the Funerary Practices
of the Baikal Region Population in the 13th–14th Centuries

A.V. Kharinsky

Irkutsk National Research Technical University, Lermontova 83, Irkutsk, 664074, Russia

Irkutsk State University, Karla Marksa 1, Irkutsk, 664003, Russia

In the 13 th and 14th centuries, there was a custom of placing parts of a ram/sheep carcass in the grave as an offering in the Baikal region. Materials from three areas, which were then parts of the Mongol Empire, are described: southeastern Trans-Baikal, northern Khovsgol, and southern Angara. Graves are described with a focus on sheep bones, their composition, and location in the grave. In the southern Trans-Baikal, the shank was usually placed near the buried person’s head. Scapulae and vertebrae are much less frequent than shank bones. The latter are most often found under the human pelvic bones or under the upper femur. In the Khovsgol area, a ram’s shank was placed near the deceased person’s arm or leg. On the Angara, a ram’s head—or the entire dorsal part—was placed near the deceased’s legs. In the Sayantui type burials, located south of Lake Baikal and representing the Mongols ’ funerary tradition of the imperial period, the most common offering was a ram’s shank, placed upright. Elsewhere in the Baikal region, other ways of arranging parts of a ram carcass are observed, apparently because of the absence of the Mongol population and its elite in those areas.

Keywords: Mongol Empire, Baikal region, Sayantui funerary rite, ram bones, shank bones, vertebrae