Перейти к статье:
Грамотность и навыки счета у жителей Тары и сельской округи
в XVII–XVIII веках
Л.В. Татаурова1, С.Ф. Татауров1, Ф.С. Татауров2
1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2Бюджетное учреждение культуры Музей-заповедник «Старина Сибирская» ул. Советов, 29, р.п. Большеречье, Омская обл., 646670, Россия
В статье на основе комплексного анализа археологических, письменных и исторических источников дается характеристика навыков чтения, письма и счета у русского населения г. Тары и его сельской округи (Тарский р-н Омской обл.) в XVII-XVIII вв. В работе приводятся данные об археологических материалах, свидетельствующих о том, что жители городов Западной Сибири - Мангазеи, Тобольска и др. - знали грамоту и умели считать. Рассматриваются археологические вещи из г. Тара и близлежащей д. Ананъино, указывающие на умение читать и писать: чернильницы, перочинные ножи, писало, торговая деревянная бирка с надписью, глиняные шарики, возможно, для дощаного счета - предшественника русских конторских счетов. В Таре в доме командира младшего звена (XVII в.) обнаружен костяной футляр, возможно, служивший для почтовых отправлений. В статье представлено подробное описание выявленных предметов. Опираясь на письменные свидетельства, авторы делают вывод о том, что в XVII- начале XVIII в. грамотными были 3,4 % служилого населения Тары и его сельской округи. Грамотой владели разные слои служилого населения: воеводы, дети боярские, подьячие приказной избы, письменные и казачьи головы, казачьи и стрелецкие сотники, пятидесятники, десятники, рейтары, конные казаки, пушкари. Образованными были священники и иконописцы. Ассортимент канцелярской продукции, ввозимой на тарский рынок, включал бумагу, чернила и сырье для их производства. Привозили книги и свечи. Обозначены достоинства и недостатки письменных документов как источников для изучения заявленной темы, а также значение для ее раскрытия археологических находок. Всесторонний анализ этих материалов позволил выявить предметные маркеры грамотности и навыков счета в культурных горизонтах памятников, определить примерную численность грамотных в разных слоях общества.
Ключевые слова: грамотность, археология, письменные источники, русские, реконструкции
doi:10.17746/1563-0102.2022.50.4.120-128
Literacy and Numeracy Skills of the Inhabitants of Tara and its Rural Districts
in the 17th and 18th Centuries
L.V. Tataurova1, S.F. Tataurov1, and F.S. Tataurov2
1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
2Budgetary Institution of Culture Museum-Reserve “Antiquity Siberian”, Sovetov 29, Bolsherechye, Omsk Region, 646670, Russia
On the basis of archaeological, written, and historical sources, we assess the extent to which 17th-18th century Russian inhabitants of the town of Tara and of its rural periphery (Tarsky District, Omsk Region) were able to read, write, and count. We analyze archaeological sources suggesting that those living in western Siberian towns, such as Mangazeya, Tobolsk, etc., were literate and able to count. This is evidenced by artifacts from the town of Tara and the adjacent village of Ananyino, indicating literacy: inkpots, penknives, quills, a wooden trade label with inscription, and clay balls, possibly for counting boards—predecessors of Russian abacuses. A bone case, found at the house of a 17th century junior commander in Tara, might have been destined for letters. Such artifacts are described in detail. According to written documents, just 3.4 % of those belonging to the service class of Tara and of its rural periphery were literate. They were members of various social strata: governors, Boyar scions, clerks of government office, Cossack and army commanders of various rank, reiters, mounted Cossacks, and cannoneers. Educated ones were priests and icon-painters. Stationery available at the Tara market included paper, ink, and raw materials for their manufacture. Books and candles were sold too. Relative advantages and disadvantages of documents versus artifacts as sources of knowledge about literacy are discussed. A combined approach helps to reveal key archaeological indicators of literacy and numeracy skills and to assess the approximate share of literate individuals in various social strata.
Keywords: Literacy, archaeology, written sources, Russians, reconstructions