Дураков И. А., Мыльникова Л.Н. Ритуально-поминальный комплекс литейщика позднекротовской (черноозер-ской) культуры (по материалам могильника Тартас-1 в Барабинской лесостепи)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 4 2022

  

Перейти к статье:    

Ритуально-поминальный комплекс
литейщика позднекротовской (черноозерской) культуры
(по материалам могильника Тартас-1 в Барабинской лесостепи)

И.А. Дураков, Л.Н. Мыльникова

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья посвящена анализу комплекса, обнаруженного на памятнике Тартас-1. Объект - подпрямоуголъная яма № 147, на дне которой находилась двустворчатая керамическая литейная форма. Подробно рассмотрен археологический контекст комплекса. Дается детальная технико-технологическая характеристика литейной формы. Установлено, что она предназначалась для отливки втулъчатого бронзового келъта-долота. Реконструирован процесс изготовления формы. Сделано предположение о том, что края отлитого в форме кельта были усилены ребрами жесткости; их наличие сближает данное изделие с кельтами сейминско-турбинского типа. Большое внимание уделяется рассмотрению культурной принадлежности комплекса. Отмечается включенность ямы в планиграфию позднекротовской (черноозерской) части могильника Тар-тас-1, ее расположение в непосредственной близи от ряда захоронений, в котором находятся погр. № 120, 155. Погребальный обряд этих могил отражает слияние позднекротовских (черноозерских) и андроновских черт. Выявлена особенность поминально-погребальной практики носителей традиций культур Объ-Иртышской лесостепи в период ранней и развитой бронзы, которая выражается в создании ритуальных комплексов, связанных с металлообрабатывающим производством. Наиболее ярко такая культовая практика проявляется на некрополях, где фиксируются предметы сейминско-турбинского круга. Чаще всего ритуальные комплексы на них представлены небольшими поминальными ямами; они расположены или на погребальном поле, или в непосредственной близи от литейных мастерских, иногда - на территории крупных святилищ. В Барабинской лесостепи подобная обрядовая деятельность характерна для всего периода существования одиновской, кротовской и позднекротовской (черноозерской) культур. Андроновское влияние не отразилось на иррациональной деятельности автохтонного населения. Сделаны выводы о том, что проявление иррациональных действий, связанных с металлообрабатывающим производством, свидетельствует о поступательном развитии бронзолитейного производства, высоком уровне обособления кузнецов-литейщиков внутри общины и специализации их деятельности.

Ключевые слова: Барабинская лесостепь, ритуально-поминальный комплекс, позднекротовская (черноозерская) культура, бронзолитейное производство, литейный комплекс, реконструкции

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.4.076-082

A Late Krotovo (Cherno-Ozerye) Caster’s Ritual and Memorial Complex
at Tartas-1, Baraba Forest-Steppe

I.A. Durakov and L.N. Mylnikova

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

We describe a feature revealed at Tartas-1—a subrectangular pit No. 147, on the bottom of which a bivalve ceramic mold was found. A detailed description of the archaeological context and of the mold’s technical properties is provided. It was destined for casting a socketed bronze chisel-celt. The process of manufacturing such a mold is reconstructed. The edges of the celt were reinforced by ribs, as in the Seima-Turbino specimens. As to cultural attribution, the pit belonged to the Late Krotovo (Cherno-Ozerye) part of the cemetery, closest to burials No. 120 and 155. Their properties indicate a blend of Late Krotovo (Cherno-Ozerye) and Andronovo characteristics. This and related findings suggest that the mortuary ritualism of the Early and Middle Bronze Age cultures in the Ob-Irtysh forest-steppe focused on metalworking. This is especially evident at cemeteries where Seima-Turbino artifacts are present. Small memorial pits are located among the graves, or close to foundries, or within large sanctuaries. In Baraba, such autochthonous ritual practices are typical of the entire span of the Odino, Krotovo, and Late Krotovo (Cherno-Ozerye) cultures. They have not been affected by the Andronovo ritualism. A conclusion is made that rites related to metalworking mirror a progress in bronze casting, a stage when the technological process had become specialized, and founders had acquired a special social status.

Keywords: Baraba forest-steppe, ritual and memorial complex, Late Krotovo (Cherno-Ozerye) culture, bronze foundry, casting complex, reconstructions