Богданов Е.С. Окуневские изваяния у горы Уйтаг (Хакасия)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 4 2022

  

Перейти к статье:    

Окуневские изваяния у горы Уйтаг (Хакасия)

Е.С. Богданов

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В работе рассматриваются обнаруженные в ходе охранно-спасательных работ в Аскизском р-не Республики Хакасия в 2021 г. две новые стелы, которые были элементами оград тагарских курганов. Одна - плита из девонского песчаника с антропоморфной личиной на широкой стороне - выполняла функцию простеночного камня в южной стенке ограды кург. № 1 могильника Скальная-6. На стеле сохранились только абрис головы в районе подбородка, рельефный рот в виде выбитого в форме полумесяца углубления и три поперечные линии между носом и ртом. Другая стела из красного песчаника с профильным изображением антропоморфного лика, выполненным на ребре с переходом на боковые поверхности в нижней части стелы, была частью северной стенки ограды кург. 5 памятника Уйтаг-3. Уникальность данного изваяния заключается в его хорошей сохранности. В статье приводятся описание и интерпретация этого лаконичного реалистического образа «мужчины-шамана» в трехглазой звериной маске с высоким головным убором. Установлено, что обе плиты с могильного поля у г. Уйтаг относятся к разным по принципу размещения изображения (на широкой плоскости плиты и на гранях) группам, но их связывают единые техника выбивки и трактовка деталей «лица». Общая стилистическая манера передачи образа позволяет отнести оба артефакта к одному культурно-хронологическому (раннему окуневскому) пласту. Отмечено, что плиты не имеют полных аналогов, но по стилистике, композиции и семантике проявляют сходство с изваяниями, на которых имеются переходящие с грани на грань реалистические рельефные образы. Сделан вывод о том, что обломок изваяния из кург. № 5 могильника Уйтаг-3 представляет собой наиболее ранний, реалистичный и, возможно, эталонный образец антропоморфного изображения лица-маски.

Ключевые слова: минусинская степь, окуневское искусство, мифология, изваяние, стела, маска

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.4.049-057

Okunev Statues at Mount Uitag, Khakassia

E.S. Bogdanov

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article presents two new steles discovered in 2021 during rescue archaeological works in Askizsky District of the Republic of Khakassia. Both steles were parts of Tagarfunerary enclosures. One is a slab of Devonian sandstone with an anthropomorphic mask on the broad side. It was adjacent to the southern wall of the enclosure ofSkalnaya-6 mound 1. Only the outline of the head in the chin region is preserved, as well as the mouth, modeled as a depression, and three transverse lines between the nose and the mouth. The other stele, made of red sandstone, bears a human-like profile in the lower part, carved on the rib and extending to lateral sides. This stele, unusually well preserved, belonged to the northern wall of the enclosure of Uitag-3 mound 5. We describe and interpret this laconic realistic image of a "male shaman” wearing a three-eyed animal mask and a high headgear. The two Uitag slabs differ in the placement of the face (on a broad side in one case, and on the lateral sides in the other). However, the pecking technique and the way facial features were rendered are the same. The general stylistic manner allows us to attribute both artifacts to a single cultural and chronological horizon—Early Okunev. None of the sculptures has exact matches, but in terms of style, composition, and semantics they resemble those with realistic relief images extending from one side of the slab to another. The fragment of the statue from Uitag-3 mound 5 is the earliest, realistic, and possibly standard representation of a mask.

Keywords: Minusinsk steppe, Okunev art, mythology, statues, steles, masks