Аболонкова И.В., Сайфулоев Н.Н., Дедов И.Е. Состояние сохранности памятника наскального искусства Шахты и возможности его консервации
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 3 2022

  

Перейти к статье:    

Состояние сохранности памятника наскального искусства Шахты
и возможности его консервации

И.В. Аболонкова1, Н.Н. Сайфулоев2, И.Е. Дедов3

1Кузбасский музей-заповедник «Томская писаница» ул. Томская, 5а, Кемерово, 650099, Россия

2Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Республики Таджикистан, Таджикистан Институти таърих, бостоншинос? ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илм?ои То?икистон Хиёбони Р?дак?, 33, Душанбе, 734025, Чум?урии То?икистон

3Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье рассмотрены вопросы сохранения памятника наскального искусства Шахты, открытого на Восточном Памире в 1958 г. выдающимся исследователем каменного века Центральной Азии В.А. Рановым. Анализ фотографий изображений в гроте Шахты, сделанных при обследовании 2019 г., позволил выявить характер деструктивных процессов на памятнике из-за природно-климатических особенностей, свойственных высокогорным районам Восточного Памира. Представлены результаты работы с архивами В.А. Ранова, хранящимися в фондах Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Республики Таджикистан. Благодаря его дневникам и слайдам при обследовании памятника в 2019 г. удалось определить степень деструкции скальной поверхности, утраты фрагментов крашеных изображений, произошедшие за более чем 60 лет. Были выявлены аварийные участки, требующие консерваци-онного вмешательства. Представлены принципы реставрации образцов наскального искусства и обзор методов, разработанных для памятников такого типа на постсоветском пространстве в последней четверти XX в. Проанализированы современные способы консервации объектов из камня, находящихся под открытым небом. В перспективе они могут быть применены для укрепления аварийных участков в гроте Шахты. Предлагается комплекс работ, направленный на сохранение наскальных изображений памятника.

Ключевые слова: Восточный Памир, наскальное искусство, крашеные изображения, грот Шахты, консервация памятников наскального искусства

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.3.113-120

The State of Preservation of the Shakhty Rock Art Site
and the Prospects of Its Conservation

I.V. Abolonkova1, N.N. Sayfulloev2, and I.E. Dedov3

1Kuzbass Museum-Reserve “Tomskaya Pisanitsa”, Tomskaya 5a, Kemerovo, 650099, Russia

2Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography, National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Hieboni Rudaki 33, Dushanbe, 734025, Republic of Tajikistan

3Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article deals with the preservation of the Shakhty rock art site, discovered in the Eastern Pamir in 1958 by the leading Central Asian Stone Age researcher V.A. Ranov, who has greatly contributed to the study of rock art of the Pamir. The analysis of photographs taken in the Shakhty rock shelter during the 2019 survey revealed the nature of destructive processes at the site due to environmental conditions of the Eastern Pamir highland. The article integrates the results of analysis of Ranov’s archives at the Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences, Republic of Tajikistan. Thanks to Ranov’s diaries and photographs taken in 2019, it was possible to assess the degree of erosion of the rock surface, and the loss of fragments of painted images over more than 60 years. Emergency areas requiring conservation efforts were identified. Principles of conservation and restoration of rock art are outlined, and an overview of techniques developed for sites of this type in the post-Soviet space in the last quarter of the 20th century is presented. State of the art conservation methods for rock art, which, in the future, can be applied for the preservation of emergency areas at Shakhty, are described. A set of measures is suggested to preserve this site.

Keywords: Eastern Pamirs, rock art, paintings, Shakhty rock shelter, conservation of rock art sites