Перейти к статье:
Финикс (Φοίνιξ) и его отличительные признаки:
типичное поселение Карии или дем эллинистического Камира?
E.Д. Огуз-Кирка
Независимый исследователь, Турция
Тлои были древнейшими из известных обитателей Ташлыка (п-ов Бозбурун, Юго-Западная Турция), в эпиграфических источниках зафиксированного как Финикс. Согласно древнегреческим надписям, найденным в Фенакете (или Румевлеке, образующем центр жилой зоны), а также на остатках стены античного периода в акрополе, это поселение существовало с V в. до н.э. ВIII в. до н.э. оно было под управлением Камира. На протяжении нескольких столетий территория поселения расширялась по оси СВ-ЮЗ. Хотя «шахматная» система инсул мегары Финикса своим эллинистическим планом и структурой демонстрирует сходство с Камиром, в ней можно отметить присутствие античных градостроительных принципов. В настоящем исследовании, помимо преимущественно эллинистического контекста, рассматриваются карийские корни идентичности населения Финикса с использованием материалов архитектурных источников всего региона. Хотя пирамидальные монолиты не были уникальными памятниками Финикса, благодаря им тлоям и соседним кома-ям на материковой части, по всей видимости, удалось сохранить свои традиции коммуникации с потусторонним миром. Следовательно, эти сооружения, своей морфологией похожие на зиккураты или знаменитый Галикарнасский мавзолей и предназначавшиеся для связи с потусторонним миром, были типичными проявлениями менталитета карийцев, что в достаточной степени отражается в аборигенных сообществах, однако неизбежно заслоняется великими архитектурными проектами династии Гекатомнидов.
Ключевые слова: Херсонес Карийский, Бозбурун, Родосская Перея, тлои, Гёкчалча, пирамидальный монолит
doi:10.17746/1563-0102.2022.50.3.082-091
On Phoinix (Φοίνιξ) and Its Distinguishing Marks:
A Karian “Type Site” or a Demos to Hellenistic Kamiros?
E.D. Oguz-Kırca
Independent Researcher, Turkey
The oldest known inhabitants of Tallica (Bozburun Peninsula, in Southwestern Turkey), recorded as Phoinix in the inscriptions, were the Tloioipeople. In the light of the ancient Greek corpus reported especially from the site of Fenaket (namely Rumevlek, forming the core of the dwelling zone) and the Classical wall ruins at the Acropolis, it is understood that the village has been systematically occupied since the 5th century BC. The settlement, which grew as a dominion of Kamiros as of the 3rd century BC, expanded its territory in the NE-SW axis over the centuries. Although Phoinix’s chess-board system of insulae of the megara offers parallels with Kamiros, owing to its Hellenistic-style plan and layout, it contains clues to far more ancient codes. In this study, besides being greatly equated with the Hellenistic period, Phoinix’s identity in the historical process, which gives indications of her Karianism, is discussed with the help of selective materials, basically authentic architecture tracked over the region. Apparently, the pyramidal monoliths were not unique to Phoinix; however, the Tloans, like the other neighboring komai on the mainland, seem to have managed to keep their traditions of communication with the "other world" through such features. Hence, these monoliths, which evoke the ziggurat morphology or the famous Mausoleum at Halicarnassus to connect to the afterworld, must have been the typical manifestations of the Karian mentality, sufficiently reflected by the aboriginal communities, however inevitably overshadowed by the grandest architectural projects of the Hekatomnid dynasty.
Keywords: Karian Khersonesos, Bozburun, Rhodian Peraia, Tloioi, Gokgalga, pyramidal monolith