Зоткина Л.В., Давыдов Р.В. Инструменты для нанесения тагарских петроглифов: результаты экспериментально- трасологического исследования
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 3 2022

  

Перейти к статье:    

Инструменты для нанесения тагарских петроглифов:
результаты экспериментально-трасологического исследования

Л.В. Зоткина, Р.В. Давыдов

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье представлены результаты экспериментально-трасологического исследования бронзовых и железных орудий, а также следов пикетажа на красноцветном девонском песчанике, проводившегося с целью определения технологических возможностей тагарских и тесинских металлических инструментов как орудий для создания наскальных изображений способом пикетажа и выявления артефактов, которые могли использоваться для этого. На первом этапе работ выполнен предварительный трасологический анализ петроглифов тагарского времени, а также металлических инструментов и предметов вооружения из фондов Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Отобраны морфологически подходящие орудия, которые могли служить для создания петроглифов, подготовлены экспериментальные эталоны орудий из каменного сырья, а также из металла - различных сплавов на медной основе и низкоуглеродистой стали. На специальном полигоне проведены эксперименты, в процессе которых сформированы образцы пикетажа. Последний этап работ связан с проведением сопоставительного трасологического анализа экспериментальных и археологических данных (следы выбивки петроглифов и следы износа на орудиях-оригиналах). Такой подход обеспечил возможность экстраполяции полученной экспериментальным путем информации на археологические материалы. В коллекциях тагарских и тесинских металлических предметов выявлены инструменты, использовавшиеся при нанесении наскальных изображений в технике пикетажа. Сделан вывод о том, что специализированных орудий для создания петроглифов в скифское время на территории Минусинской котловины не было, для этого применялись инструменты, которые можно назвать универсальными. Определено, что функционально пригодные металлические орудия для пикетажа изготавливали из оловянистой бронзы и низкоуглеродистой стали с термической обработкой. Такие металлические инструменты появляются в регионе в тагарское и тесинское время.

Ключевые слова: наскальное искусство, петроглифы, тагарская культура, Минусинская котловина, функциональный анализ, эксперимент, трасология

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.3.060-071

Tools Used in Tagar Rock Art: Findings of an Experimental Traceological Study

L.V. Zotkina and R.V. Davydov

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

We describe the findings of traceological analysis and experiments with bronze and iron tools used by Tagar and Tes artists. Pecking traces these tools leave on the red Devonian sandstone were examined to assess which of them could be used in rock art production. At the first stage, a preliminary analysis of Tagar petroglyphs was carried out, and metal tools and weapons from the Martyanov Museum of Local History in Minusinsk were examined. Morphologically suitable ones were selected, and experimental tools were made of stone, copper alloys, and low-carbon steel. Experiments were conducted and samples of pecking traces were produced. At the last stage, these samples were compared with actual petroglyphs, and use-wear traces on experimental and actual tools were compared too. This approach made a direct comparison possible. Among the Tagar and Tes metal tools, those that had likely been used in rock art production were detected. A conclusion is made that no specialized tools destined for that purpose existed at that time in the Minusinsk Basin. Rather, multifunctional tools were used. These were made of tin bronze and low-carbon steel with thermal processing. Such tools first appear in the region in the Early Iron Age.

Keywords: Rock art, petroglyphs, Tagar culture, Minusinsk Basin, use-wear analysis, experiment, traceology