Перейти к статье:
Традиция мегалитических сооружений
в Восточной и Юго-Восточной Азии
А.Л. Нестеркина1, А.А. Портнова2, А.А. Федорова1, Л. Йондри3
1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
3Археологический центр провинции Западная Ява, Индонезия Balai Arkeologi Jawa Barat Jl. Raya Tagog Cinunuk No.KM. 17, Cimekar, Kec. Cileunyi, Kabupaten Bandung, Jawa Barat, 40623, Indonesia
В статье освещается круг вопросов, связанных с мегалитической традицией Восточной и Юго-Восточной Азии. Приводится обзор источниковой базы по мегалитическим сооружениям этих территорий и результатов их археологического изучения. Рассматривается мегалитическая традиция Восточной Азии, крупнейшим центром которой является Корейский п-ов. Показано, что мегалитическая традиция Кореи неоднородна. В эпоху бронзы она представлена дольменами и отдельно стоящими менгирами, в последующие периоды - каменными гробницами, склепами и пирамидальными насыпями курганов. Самыми поздними мегалитами являются антропоморфные изваяния тольхарыбан на о. Чеджудо у южной оконечности Корейского п-ова. Подробно анализируются мегалиты Юго-Восточной Азии. Установлено, что по происхождению они связаны с таковыми сопредельных районов Восточной и Южной Азии, но отличаются от них по степени изученности, специфике конструкций и хронологической принадлежности. Показано, что именно мегалиты Юго-Восточной Азии, благодаря данным по этнографии местных народов, являются ценным источником для изучения деталей строительства, функционального назначения и мифологического сопровождения комплексов. В статье выделены общие черты мегалитической традиции Восточной и Юго-Восточной Азии и ее специфика в отдельных регионах. Детально охарактеризован круг источников и определены наиболее значимые направления исследований мегалитов на этих территориях. Сделан вывод о перспективности дальнейшего изучения мегалитов Восточной и Юго-Восточной Азии как самостоятельного археологического феномена.
Ключевые слова: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Корейский полуостров, мегалиты, мегалитическая культура, хронология, погребальная практика
doi:10.17746/1563-0102.2022.50.3.039-048
The Megalithic Tradition of East and Southeast Asia
А.L. Nesterkina1, А.A. Portnova2, A.A. Fedorova1, and L. Yondri3
1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
2Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia
3West Java Archaeological Research Office, Jl. Raya Tagog Cinunuk No.KM. 17, Cimekar, Kec. Cileunyi, Kabupaten Bandung, Jawa Barat, 40623, Indonesia
We review the scholarship relating to the megalithic tradition of East and Southeast Asia and the results of its archaeological study. The major center of this tradition in East Asia is Korea, where it reveals considerable heterogeneity. In the Bronze Age, it is represented by dolmens and menhirs, and in the later periods by stone tombs, chambers, and pyramidal mounds. The latest megaliths are anthropomorphic statues of the Dolhareubang type on Jeju Island off the southern tip of the Korean peninsula. Southeast Asian megaliths, which are described in detail, originate from similar structures of East and South Asia while being less known and less accurately dated, and revealing specific features of construction. Owing to the ethnographic sources on local peoples, Southeast Asian megaliths provide valuable data on their layout, function, and associated mythology. We demonstrate common features in megalithic traditions of East and Southeast Asia and their specificity in each region. Principal sources are described, and major trends in the study of megaliths in those territories are outlined. In sum, megaliths of East and Southeast Asia are an independent archaeological phenomenon requiring future studies.
Keywords: East Asia, Southeast Asia, Korean Peninsula, megaliths, megalithic culture, chronology, burial practice