Петрова Н.Ю. Классическая самаррская расписная неолитическая керамика (по материалам поселения Ярым-тепе I в Северном Ираке)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 3 2022

  

Перейти к статье:    

Классическая самаррская расписная неолитическая керамика
(по материалам поселения Ярым-тепе I в Северном Ираке)

Н.Ю. Петрова

Институт археологии РАН ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, 117292, Россия

В статье рассматривается классическая самаррская расписная керамика из слоя Стандартной Хассуны поселения Ярым-тепе I (Северный Ирак). Выявлены две группы импортных изделий. Первая представлена материалами Классической Самарры, связанными, вероятнее всего, с Центральной Месопотамией, вторая - импортами самаррской керамики, имеющими западное происхождение. Предполагается, что самаррская керамика служила предметом импорта не только в направлении из центра в различные части периферии, но и из одной части периферии в другую. Рассматривается гипотеза о формировании самаррской общности периода Классической Самарры на основе симбиоза двух более ранних культурных традиций - периода Протохассуны в Северной Месопотамии и неолитических традиций, связанных по происхождению с центральной частью Загроса.

Ключевые слова: неолит Месопотамии, самаррская керамика, керамическая технология, поворотное устройство, Ярым-тепе I

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.3.029-038

Classic Samarra Painted Pottery from Yarim Tepe I,
the Neolithic of Northern Iraq

N.Y. Petrova

Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Dmitriya Ulyanova 19, Moscow, 117292, Russia

This study focuses on the Classic Samarra painted ware from the Standard Hassuna layer at Yarim Tepe I, in Northern Iraq. Two groups of imports are described. The first is represented by Classic Samarra, apparently related to Central Mesopotamia; the second, by Samarra ware imported from the west. It is hypothesized that the Samarra pottery was imported not only from the center to various parts of the periphery, but also from one part of the periphery to another. As a result of comparison of the ceramics, a hypothesis is proposed that Classic Samarra was formed based on a symbiosis of two earlier cultural groups—Proto-Hassuna period in Northern Mesopotamia and Neolithic traditions originating from Central Zagros.

Keywords: Neolithic Mesopotamia, Samarra pottery, ceramic technology, turntable, Yarim Tepe I