Гаркуша Ю.Н., Новиков А.В., Бауло А.В. Монументальные деревянные изваяния из Усть-Войкарского городища (север Западной Сибири): комплексный анализ
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 1 2022

  

Перейти к статье:    

Монументальные деревянные изваяния
из Усть-Войкарского городища (север Западной Сибири):
комплексный анализ

Ю.Н. Гаркуша, А.В. Новиков, А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье приведены результаты комплексного изучения двух уникальных изделий - массивных изваяний с антропоморфными личинами. Артефакты обнаружены при исследовании многослойного памятника Усть-Войкарское городище (юго-запад Ямало-Ненецкого автономного округа). Поселение - место проживания коренного населения в эпоху Средне -вековья - Нового времени. В контексте этнической истории региона его можно охарактеризовать как угро-самодийское. Памятник входит в число немногочисленных на этой территории археологических объектов с мерзлым культурным слоем. Уникальность изделий заключается в их атрибуции, размерах, целостности, хорошей сохранности материала и контексте обнаружения. Установлено, что изваяния были связаны с конструкциями жилых построек, находились в основании стен на участке расположения входа в жилище. Личины выполнены в виде барельефа. Их иконография характерна для обско-угорской традиции скульптурных изображений. Анализ архитектурного контекста расположения изваяний, наличие у них некоторых деталей дали основания для гипотезы о вторичном использовании скульптур. Первоначально они могли быть частью каркаса, поддерживавшего крышу. Установлено, что основой для изделий послужили бревна лиственницы сибирской (Larix sibirica Ledeb.). Методом дендрохронологии определено время рубки деревьев - конец XVII в. Ретроспективный анализ сведений о ритуальных изображениях у северных хантов и манси позволил предположить семантику войкарских изваяний по аналогии с деревянными скульптурными изображениями лесных духов - менквов. Таким образом, их обрядовая роль в наибольшей степени сводится к охране жилища.

Ключевые слова: Усть-Войкарское городище, север Западной Сибири, северные ханты, дендрохронология, антропоморфная скульптура

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.1.126-137

Monumental Wooden Statues from the Ust-Voikary Fortifi ed Settlement,
Northwestern Siberia: A Multidisciplinary Analysis

Y.N. Garkusha, A.V. Novikov, and A.V. Baulo

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article presents the results of a comprehensive study of two unusual large wooden statues with anthropomorphic faces. They were excavated from the Ust-Voikary stratified site, in southwestern Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The site dwellers were native Siberians (Ugro-Samoyeds), who lived there from the Middle Ages to the recent centuries. This is one of the few sites in the region with frozen habitation deposits. The statues are unique in terms of attribution, size, preservation, and integrity of archaeological context. They were part of dwellings, being situated at the foundations of walls near the entrance. Their faces are modeled in bas-relief. Iconographically, they conform to the Ob Ugrian sculptural tradition. The analysis of the architectural context of the location of statues and certain details suggests a secondary use. Initially, they might have belonged to the frame supporting the roof. The statues are made of Siberian larch (Larix sibirica Ledeb.). The dendrochronological analysis allowed us to estimate the date when the trees were felled—late 17th century. The retrospective analysis of data on ritual art of the northern Khanty and Mansi suggests an interpretation of the Voikary statues by analogy with wooden sculptures representing Menkvs—the forest spirits. Thus, their ritual role was mostly to protect the home.

Keywords: Ust-Voikary fortified settlement, northwestern Siberia, northern Khanty, dendrochronology, anthropomorphic sculpture