Иванова Д.А., Табарев А.В. Специфика формирования базовых понятий эпохи дзёмон, по материалам работ Яманоути Сугао и Кобаяси Тацуо, Япония
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 50 № 1 2022

  

Перейти к статье:    

Специфика формирования базовых понятий эпохи дзёмон,
по материалам работ Яманоути Сугао и Кобаяси Тацуо, Япония

Д.А. Иванова1, А.В. Табарев2

1Дальневосточный федеральный университет пос. Аякс, 10, о-в Русский, Владивосток, 690922, Россия

2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье освещаются трудности работы с японской археологической терминологией на примере последовательного формирования в академическом сообществе Японии понятийного аппарата эпохи дзёмон. Для объяснения специфики поставленной проблемы продемонстрированы основные исторические этапы складывания концепции «стиль—тип-форма», которая в настоящее время является наиболее приемлемым инструментом для интерпретации, систематизации и выделения новых стилей керамики дзёмон. Эволюция терминологического аппарата рассмотрена на базе работ Яманоути Сугао и Кобаяси Тацуо. Представлены и проанализированы основные взгляды исследователей на проблему систематизации и периодизации материалов эпохи дзёмон и дана характеристика базовых понятий, которые они использовали.

Ключевые слова: Японский архипелаг, дзёмон, терминология, историография, керамика, стиль

doi:10.17746/1563-0102.2022.50.1.057-064

The Specifics of Japanese Terms Referring to the Jomon Period,
Based on Publications by Yamanouchi Sugao and Kobayashi Tatsuo

D.A. Ivanova1 and A.V. Tabarev2

1Far Eastern Federal University, Ayaks 10, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russia

2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article discusses difficulties in the use of Japanese archaeological terminology, especially with regard to the Jomon period. The history of the notions of "style", "type", and "form" is outlined, which are the most adequate concepts for the interpretation, classification, and description of new styles of the Jomon pottery. The evolution of the terms is traced using the works by Yamanouchi Sugao and Kobayashi Tatsuo. Their basic views on the typology of Jomon artifacts and the notions behind the key terms are described.

Keywords: Japanese archipelago, Jomon, terminology, historiography, pottery, style