Сем Т.Ю. Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Часть 2: Зооморфный комплекс
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 49 № 4 2021

  

Перейти к статье:    

Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов.
Часть 2: Зооморфный комплекс

Т.Ю. Сем

Российский этнографический музей ул. Инженерная, 4/1, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Статья посвящена зооморфному комплексу верований тунгусо-маньчжурских народов, который нашел проявление в мифологии, ритуальной практике, шаманизме, декоративно-прикладном искусстве. Эти верования рассмотрены в системе культуры как взаимосвязанная целостность. Типология зооморфного комплекса показала, что наиболее важными символами культуры тунгусо-маньчжурских народов являются образы змеедракона, оленя, медведя и тигра. Они раскрывают ментальные особенности традиционного мировоззрения и ритуалов, связанные с космогонией, культом предков, промысловым культом, лечебным и инициационным шаманскими комплексами. Семантика зооморфных образов определяется их местом в системе культуры, коммуникативным взаимодействием в различных областях верований, ритуалов и искусства. Сравнительный анализ позволил выявить как этнокультурные особенности, так и универсальные архетипические характеристики этих образов. Прослежена связь с древними верованиями региональных культур. Показано, что формирование зооморфного комплекса верований тунгусо-маньчжурских народов проходило в рамках восточно-азиатских традиций. Отмечено влияние культур древних китайцев, корейцев и чжурчжэней.

Ключевые слова: зооморфный комплекс, верования, ритуалы, фольклор, шаманизм, тунгусо-маньчжурские народы, символика и семантика образов

doi:10.17746/1563-0102.2021.49.4.120-126

Tungus-Manchu Traditional Beliefs.
Part 2: Zoomorphic Complex

T.Y. Sem

Russian Museum of Ethnography, Inzhenernaya 4/1, St. Petersburg, 191186, Russia

This article describes the zoomorphic complex of the Tungus-Manchu beliefs, mirrored by mythology, ritual practices, shamanism, and decorative and applied arts. Those beliefs are regarded as a coherent whole within the cultural system. The typology of the zoomorphic complex shows that the key characters were the serpent dragon, the deer, the bear, and the tiger. In traditional worldview and rituals, they were related to cosmogony, ancestor cult, hunting and fishing rituals, healing and initiation shamanic complexes. The semantics of animal images depended on their place in the cultural system, religious, ritual, and artistic communication. The comparative analysis evidences both ethno-cultural specificity and universal archetypal characteristics, as well as connection with ancient regional beliefs. The Tungus-Manchu zoomorphic complex originated within the East Asian traditions, having been influenced by cultures such as Old Chinese, Korean, and Jurchen.

Keywords: Zoomorphic complex, beliefs, rituals, folklore, shamanism, Tungus-Manchu peoples, symbolism, semantics of images