Перейти к статье:
Пазырыкский стиль
Н.В. Полосьмак
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
В статье обосновывается положение о том, что отдельные элементы сходства между предметами быта, одежды, вооружения, представленные в погребальных комплексах пазырыкцев Алтая и жителей Синьцзянских оазисов (могильники Субаши, Янхай, Джумбулак Кум, Вупу, Зангхонлук) и южных склонов Алтайских гор, не могут являться свидетельствами их культурного единства. Похожие черты в базовых вещах указывают только на территориальную близость и существовавшие между этими людьми контакты. В качестве более значимых культуроопределяющих признаков предлагается рассматривать украшения людей, предметов быта и вооружения, упряжи коней, а также татуировки, которые было бы правильнее назвать опознавательными знаками. Доказывается, что каждый член пазырыкского общества, от мала до велика, обладал набором внешних признаков, отличавшим его от соседей. К этому набору относятся украшения - на его теле, одежде, головном уборе, поясе, коне. Традиция резьбы по дереву, достигшая высокого мастерства у носителей па-зырыкской культуры, давала возможность создавать для всех членов общества равноценные по значимости украшения, благодаря им, а также татуировкам образ каждого пазырыкца был узнаваемым. Предлагается ввести понятие «пазырыкский стиль», под которым понимается единство всех элементов культуры. Сделан вывод о том, что «пазырыкский стиль» является наиболее точным выражением этой культуры, хотя ее носители по образу жизни, системе жизнеобеспечения и др. могут совершенно не отличаться от соседей.
Ключевые слова: пазырыкская культура, культуры раннего железного века Синьцзяна, одежда, татуировка, украшения, пазырыкский стиль
doi:10.17746/1563-0102.2021.49.4.043-056
The Pazyryk Style
N.V. Polosmak
Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia,
This study demonstrates that certain similarities in domestic artifacts, clothing, and weapons in the Pazyryk burials of the Altai, those in the oases of Xinjiang (Subashi, Yanghai, Jumbulak Kum, Wupu, Keriya, etc.), and those in the piedmont of southern Altai Mountains do not evidence a single culture. Such parallels in basic items are caused by spatial proximity and contacts. Personal ornaments, decoration of utensils, weapons, and horse harness, and signs such as tattoos are more reliable cultural indicators. Every member of the Pazyryk society regardless of age was marked by a set of outward signs, distinguishing him or her from the neighbors. This set included tattoos and ornaments worn on the clothing, headgear and belt, and decorating the horse. The elaborate Pazyryk traditions of woodcarving enabled everyone to have equally meaningful ornaments, which, like the artistic tattoos, made him or her recognizable. The term "Pazyryk style" is proposed. Being the most exact cultural indicator, it extends to all elements of culture, uniting the Pazyryk people despite the fact that their lifestyle, subsistence, etc., were identical to those of their neighbors.
Keywords: Pazyryk culture, Early Iron Age, Xinjiang cultures, clothing, tattoo, ornaments, Pazyryk style