Перейти к статье:
Собака-тигр в смысловом поле шаманской скульптуры нанайцев:
культурно-когнитивный аспект
О.В. Мальцева
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Статья посвящена феномену нанайского шаманского комплекта, совмещающего два образа - собаки и тигра. Шаманская скульптура нанайцев рассматривается как явление, в котором получила отражение субъективная и объективная реальность, сконструированная носителями традиционной культуры. Для выявления значимости одомашненного животного и хищника в жизни нижнеамурского сообщества проведены культурные параллели с народами Сибири и тихоокеанского побережья. С привлечением фольклорного и лексического материала, результатов полевых исследований, аналитических данных этнографов воссозданы образы собаки и тигра в культурах местных народов. Рассмотрение проблемы в контексте коллективного опыта познания мира позволило выявить архетипический и модифицированные пласты в конструировании образов. Типичным для всех народов Сибири и Дальнего Востока являлось восприятие собаки как транспортного средства, помощника, ритуальной жертвы, проводника в загробный мир. Образ этого животного, воплощенный в нанайской шаманской скульптуре, ассоциировался с усилением воздействия духа. В шаманской иконографии нанайцев сакральная ипостась собаки чаще выступала в связке с образом тигра, олицетворявшим шаманскую силу и первопредков. Результаты анализа «тигриной» терминологии указывают на южные корни культа хищника в нанайской среде. Установлено, что сим-волически-знаковое наполнение ритуальных скульптур нанайцев сформировалось в результате соприкосновения культурных пластов тунгусского, палеоазиатского и маньчжурского (китайского) происхождения. Практическая значимость фигур состояла в их использовании шаманом в качестве не только помощников при «поимке» и «заключении» духов, но и «языка общения» с представителями духовного мира.
Ключевые слова: культовая скульптура, нанайцы, собака, тигр, смысловое поле, шаман
doi:10.17746/1563-0102.2021.49.2.125-133
The Tiger-Dog and its Semantics in the Nanai Shamanic Sculpture:
Cultural and Cognitive Aspects
O.V. Maltseva
Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
This article describes the Nanai shamanic set, combining two images—the dog and the tiger. The Nanai shamanic sculpture is viewed as a phenomenon reflecting both the subjective and the objective reality constructed by traditional cultural practices. Parallels with Siberian and Pacific cultures reveal the significance of the domestic animal and the wild predator for people of the Lower Amur. Using folkloric and lexical data, findings of field studies, and ethnographic evidence, folk images of the dog and the tiger are reconstructed. Viewing the problem in the context of collective knowledge about the world reveals the archetypical and modified layers in image construction. The idea of the dog, typical of all the peoples of Siberia and the Russian Far East, is that of a draft animal, assistant, sacrifice, and guide to the afterworld. Its image in the Nanai shamanic sculpture was meant to enhance the power of the spirit. It was often combined with the image of the tiger, personifying shaman’s power and the progenitors. The analysis of terminology relating to the tiger attests to the Southeast Asian roots of its cult. The tiger semantics in the Nanai culture resulted from a blend of Tungus, Paleoasiatic, and Manchu (Chinese) elements. These images were used by shamans not only as assistants in "capturing ” spirits and holding them in "detention ”, but also as a means of communicating with the world of spirits.
Keywords: Ritual sculpture, Nanai people, dog, tiger, semantic field, shaman