Дампилова Л.С. Мифологизация истории в шаманских обрядовых действах бурят
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 49 № 2 2021

  

Перейти к статье:    

Мифологизация истории в шаманских обрядовых действах бурят

Л.С. Дампилова

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, 670047, Россия

Проведено исследование региональной специфики бурятских обрядов в разнообразии реализаций мифологических и исторических составляющих и поздних инноваций. Впервые в историческом и этнокультурном контексте расшифровывается мифологический компонент вербального материала, сопровождающего обрядовые действа бурят. По современным полевым и архивным материалам выявлены контаминация, трансформация мифа и истории в ходе культового ритуала. Определены основные персонажи (небесные божества, шаманы, предводители племени или рода), семантика и прагматика духов предков и духов-хозяев. Установлен мифологический статус потусторонних персонажей обрядового действа. Выявлены конкретные этнические критерии мифологизации реальных личностей в соответствии с историческими событиями. Определены такие универсальные мотивы мифологизации истории, как устойчивое смешение мифологических и исторических фактов, временных кодов, особо выделен мотив перевоплощения. Также в итоге исследования сделан вывод о том, что сохраняются прежде всего прагматические обряды и постепенно идет процесс демифологизации и дегиперболизации ритуальных действ.

Ключевые слова: обряд, история, миф, традиция, семантика, семиотика

doi:10.17746/1563-0102.2021.49.2.118-124

Mythologizing History in Buryat Shamanic Rites

L.S. Dampilova

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Buryat Scientific Center, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Sakhyanovoy 6, Ulan-Ude, 670047, Russia

This study explores the regional specificity of Buryat rites with regard to the variable manifestation of mythological and historical components, and late innovations. The first attempt is made to reconstruct the mythological component of spoken texts accompanying these rites in the historical and ethno-cultural context. On the basis of field and archival data, contamination and transformation of myth and history in ritual is demonstrated. The principal characters such as deities, shamans, tribal and clan chiefs are described, and the semantics and pragmatics of ancestor and master spirits in the historical context is discussed. The mythological status of supernatural characters of the rite is assessed. Specific ethnic criteria of turning real personalities into mythological characters in the historic context are listed. Universal features traceable in the process of turning history into myth include a regular mixture of mythological motifs with historical facts, interchange of temporal planes, and especially the reincarnation theme. A conclusion is made that pragmatic rites are the most stable, whereas the general tendency is that rites become less and less connected with mythology and progressively less hyperbolic.

Keywords: Rite, history, myth, tradition, semantics, semiotics