Бичеев Б.А. Счастливые браки благословляют небеса, несчастливые – нужда (взгляд на женщину в наставлениях Усун-Дебескерту-хана)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 49 № 2 2021

  

Перейти к статье:    

Счастливые браки благословляют небеса, несчастливые – нужда
(взгляд на женщину в наставлениях Усун-Дебескерту-хана)

Б.А. Бичеев

Калмыцкий научный центр РАН ул. Илишкина, 8, Элиста, 358000, Россия

В статье рассматриваются традиционные представления о женщине и браке на основе наставлений, приписываемых правителю эпохи «религиозных царей» Усун-Дебескерту-хану и его министрам. Особое внимание уделено женским добродетелям, из которых главная - приверженность долгу перед мужем и детьми. Показано, что требования к женщинам благородного происхождения были выше, чем к остальным, но все они вполне реальные. Это подтверждено историческими свидетельствами. Приведены суждения об отрицательных женских качествах, которые обусловлены необузданными эмоциями, заставляющими забыть об общепринятых нормах поведения. Анализ наставлений, касающихся брака, показал, что в них наиболее явственно проявляется влияние буддизма, который, используя разные формы проповеди, в т.ч. дидактические сочинения, придал брачному союзу новое духовное содержание. Выделены три вида брака, условно обозначенные как «небесный», «земной» и «адский». Раскрываются причины счастливых и несчастливых брачных союзов, связанные, в первую очередь, с указанными в наставлениях женскими качествами. Гармоничное сосуществование в большей степени зависит от женщины.

Ключевые слова: калмыки, Усун-Дебескерту-хан, наставления, женщина, счастливые браки, несчастливые браки

doi:10.17746/1563-0102.2021.49.2.110-117

Happy Marriages Are Blessed in the Heavens, Unhappy Ones Cause Poverty:
A View on Women in Usun-Debeskertu-Khan’s Instructions

B.A. Bicheev

Kalmyk Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Ilishkina 8, Elista, 358000, Russia

This study examines traditional ideas of women and marriage, based on the instructions attributed to one of the rulers of the epoch of the "Religious Kings"—Usun-Debeskertu-Khan, and his ministers. The focus is made on female virtues, the most important of which is adherence to duties in relation to the husband and children. The standards that noble women had to comply with were higher than those concerning other women, but still quite realistic, as attested to by historical records. Negative female traits were said to be caused by untamed emotions, which cause one to forget about commonly accepted norms of behavior. The analysis of the instructions relating to marriage suggests that they were especially influenced by Buddhism, which, using various forms of instruction, including didactic writings, endowed marriage with a new, spiritual content. There were three forms of marriage, tentatively described as "divine", "earthly", and "infernal". The causes of happy and unhappy marital unions were believed to be mainly related to women’s properties mentioned in the instructions. Marital harmony was said to depend mostly on the woman.

Keywords: Kalmyks, Usun-Debeskertu-Khan, instructions, woman, happy marriages, unhappy marriages