Перейти к статье:
Керамика городища эпохи раннего железа Барсов городок III/6
в Сургутском Приобье:
технико-технологический анализ
Д.В. Селин1, 2, Ю.П. Чемякин3, Л.Н. Мыльникова1, 2
1Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
3Уральский государственный педагогический университет пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, 620017, Россия
В статье рассматриваются результаты технико-технологического исследования керамики кулайской культуры с памятника Барсов городок III/6 (урочище Барсова гора, правый берег р. Оби, Ханты-Мансийский а.о. Тюменской обл.). Представлены характеристика городища, описание стратиграфических отложений, планиграфии и устройства жилищ. Проведены бинокулярная микроскопия имеющихся на свежих поперечных и продольных изломах фрагментов сосудов следов-признаков и их последующее сравнение с таковыми экспериментальной коллекции. Изучение образцов 50 изделий показало, что консервативная тенденция характерна для субстратных навыков труда гончаров. Это проявилось в использовании однообразного исходного пластичного сырья, которое добывалось в пределах одного района, вблизи водоемов, а также приемов конструирования начина по донно-емкостной или, возможно, емкостно-донной программе наращивания лент по кольцевой траектории. Полое тело сосудов создавалось при помощи лент с боковым их наложением. Вариативны приспособительные навыки. Выявлены четыре смешанных рецепта формовочных масс, которые составляют 1/5 часть от общего количества зафиксированных рецептов: глина + дресва + шамот; глина + дресва + жидкая органика; глина + шамот + песок; глина + дресва + песок; и два несмешанных: глина + дресва; глина + шамот. Неустойчива механическая обработка поверхности: выделены 16 вариантов технологических приемов и их сочетаний. Гончарная технология отражает разнообразные приемы изготовления посуды на разных ступенях производства. Наличие однокомпонентных рецептов свидетельствует о проживании на поселении групп мастеров, которые придерживались разных гончарных традиций. Посуда, изготовленная на основе смешанных рецептов, позволяет сделать вывод о смешении гончарных традиций. Их носителями могли быть как монокультурные, так и разнокультурные группы гончаров с отличными друг от друга приемами и навыками изготовления посуды.
Ключевые слова: ранний железный век, Сургутское Приобье, кулайская культура, керамика, технико-технологический анализ
doi:10.17746/1563-0102.2021.49.2.072-083
Pottery from the Barsov Gorodok III/6 Early Iron Age Fortified Settlement
in the Surgut Stretch of the Ob: A Technological Analysis
D.V. Selin1, 2, Y.P. Chemyakin3, and L.N. Mylnikova1, 2
1Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia
2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
3Ural State Pedagogical University, Pr. Kosmonavtov 26, Yekaterinburg, 620017, Russia
This article outlines the findings of a technological study of the Kulai ceramics from Barsov Gorodok III/6 near Barsova Gora, on the right bank of the Ob River, Tyumen Region, Khanty-Mansi Autonomous Okrug. We describe the site, its stratigraphic sequence, planigraphy, and the layout of dwellings. The analysis was performed using binocular microscopy of traces in fresh transverse and longitudinal fractures of potsherds. Results were compared with those relating to the experimental sample. The examination of 50 specimens revealed a conservative tradition typical of the potters’ substrate skills. Its characteristics included the use of homogeneous clay mined near reservoirs in one and the same area, and the technology was based on bottom-to-body or body-to-bottom coiling. The body was constructed by side coiling. Adaptive skills were variable. Four mixed recipes of clay paste are described, making up one-fifth of the total number of recipes: clay + broken stone + chamotte; clay + broken stone + liquid organics; clay + chamotte + sand; clay + broken stone + sand; and two unmixed recipes: clay + broken stone; and clay + chamotte. The mechanical processing of surface is variable, being based on 16 techniques and their combinations. Techniques used at various stages of pottery manufacture are listed. Simple paste recipes indicate groups of potters representing various traditions. Mixed recipes attest to a blend of traditions. Those using them might have been monocultural or multicultural groups of potters using different techniques and skills.
Keywords: Early Iron Age, Surgut, Ob River, Kulai culture, pottery, technological analysis