Перейти к статье:
Эвенкийское оленье седло:
некоторые принципы таежной мобильности
А.А. Сирина
Институт этнологии и антропологии РАН Ленинский пр., 32А, Москва, 119334, Россия
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
На основе музейных коллекций, полевых, фото- и видеоматериалов XX - начала XXI в. анализируется верховое оленье седло с крылышками, характерное для восточных эвенков. В работе подробно описывается конструкция седла, варианты креплений. Технологии изготовления верхового оленьего седла с крылышками рассматриваются в русле современных трактовок этнографии/антропологии материальности как способ адаптации к меняющейся природной и социальной среде в условиях мобильного образа жизни. На основе анализа технологий оленьих седел раскрываются принципы таежной мобильности: высокая степень вариативности в использовании материалов и технологий; модульность (сборность конструкции, взаимодополняемость и взаимозаменяемость деталей), соотнесенность технологического цикла с природными ритмами; важность традиционных знаний; использование широкого спектра природных и искусственных (с середины XX в.) материалов и др. Затронут вопрос об эстетике вещи, используемой в кочевой культуре: она тесно связана с функционалом, прагматикой, чувством красоты и гармонии, выступает в качестве социального знака. Отмечено влияние изменений в социальной структуре кочевых коллективов на особенности производства верховых седел.
Ключевые слова: восточные эвенки, музейные коллекции, верховые оленьи седла, технология, эстетика, принципы мобильности
doi:10.17746/1563-0102.2021.49.1.116-125
Evenki Reindeer Riding Saddle: Certain Principles of Mobility in the Taiga
A.A. Sirina
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences, Leninsky pr. 32A, Moscow, 119334, Russia
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab. 3, St. Petersburg, 199034, Russia
On the basis of museum collections, field records, photographic and video recordings made in the 20th to early 21st centuries, a reindeer riding saddle with flaps, typical of the eastern Evenki, is analyzed. Its construction and types of fastening are described in detail. Manufacturing technologies are discussed in the context of modern theories of material culture as adaptations to changing natural and social environments under a mobile lifestyle. The key principles undertying mobility in the taiga include the use of a wide range of materials and techniques, modularity (assembled construction with mutualty complementary and interchangeable parts), a technological cycle adapted to natural rкytкms, adherence to traditional knowledge, the use of artificial materials along with products of nature (since the mid-1900s), etc. In the nomadic culture, the esthetics of an artifact are intrinsicalty related to function, harmony, and social significance. The manufacture of reindeer riding saddles has been affected by changes in the social structure of nomadic groups.
Keywords: Eastern Evenki, museum collections, reindeer riding saddles, tecкnology, esthetics, mobility principles