Бадмаев А.А. Крупный рогатый скот в мифологических воззрениях и обрядности бурят
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 49 № 1 2021

  

Перейти к статье:    

Крупный рогатый скот в мифологических воззрениях
и обрядности бурят

А.А. Бадмаев

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В работе представлена подробная мифоритуальная характеристика крупного рогатого скота у бурят. Источниками для исследования послужили этнографические, фольклорные, лингвистические и полевые материалы. Рассматривается хозяйственное значение данного вида скота в жизни этноса. Приводится бурятская лексика, обозначающая крупный рогатый скот, его морфологические признаки, половые различия и др. Показаны включенность образа быка в традиционные способы счисления времени у бурят, традиция присвоения охранительных имен, омонимичных названиям крупного рогатого скота. Анализируются традиционные мифологические представления бурят об этих животных. Отмечается бытование в прошлом у булагатов, одного из основных этнических подразделений бурят, племенного культа Буха-нойона. По народным воззрениям, бык символизировал Буха-нойона, был связан с идеей оборотничества, выступал символом мужского начала. Освещается космогоническая идея связи быка с разными сферами обитания (небом, землей, водой) и их объектами (небесными светилами, горой), огненной стихией. Показано, что положительная характеристика образов быка и коровы выражалась в суждениях о сверхъестественных свойствах бычьей шерсти и мочи, коровьего молока и плаценты, а также хозяйственных предметов (бычьего ярма, волосяной веревки зэлэ), связанных с этими животными. Вместе с тем крупный рогатый скот соотносили с Нижним миром и его обитателями, он выполнял медиативную функцию, мог нести символику смерти. Детально рассматривается образ крупного рогатого скота в традиционной обрядности бурят.

Ключевые слова: буряты, традиционное мировоззрение, шаманизм, крупный рогатый скот, фольклор, обрядность

doi:10.17746/1563-0102.2021.49.1.108-115

Cattle in Buryat Mythology and Ritual

А.А. Badmaev

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This study addresses the role of cattle in Buryat myths and rites on the basis of ethnographic, folkloric, linguistic, and field data, with reference to their economic significance. Buryat words relating to the exterior of animals, sex differences, etc. are listed. The bull image features in traditional Buryat systems of time calculation and in the tradition of giving protective names homonymical to words denoting the bull are described. Mythological beliefs concerning the cattle are analyzed. The Bulagat, a major Buryat subgroup, practiced the tribal cult of Bukha-noyon, to whom the bull alluded. This practice was connected with the idea of shapeshifting, whereby the bull symbolized the male principle. In terms of cosmogony, the bull was part of habitation spheres such as sky, earth, and water, and their elements such as celestial bodies and mountains, and fire. The positive attitude to the bull and the cow was mirrored by views regarding supernatural properties of bull hair and urine, cow’s milk and placenta, and devices used for managing draft bulls (the yoke and the hair rope zele). At the same time, the cattle were associated with the Lower World and its inhabitants, they functioned as mediators and could symbolize death. A detailed description of the bull image in traditional Buryat ritualism is provided.

Keywords: Buryats, traditional worldview, shamanism, cattle, folklore, ritual