Козинцев А.Г. Происхождение окуневского населения Южной Сибири по данным физической антропологии и генетики
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 4 2020

  

Перейти к статье:    

Происхождение окуневского населения Южной Сибири
по данным физической антропологии и генетики

А.Г. Козинцев

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Для проверки конкурирующих гипотез о происхождении окуневской культуры проведено многомерное статистическое сопоставление четырех мужских краниологических серий из окуневских могильников в Минусинской котловине с 23 другими сериями доандроновского времени из Южной Сибири и 45 сериями раннего и среднего бронзового века из Восточной Европы (24 ямные и 21 катакомбная). Афанасьевская примесь у окуневцев вполне вероятна, однако гипотеза о сложении окуневской культуры Минусинской котловины в результате второй миграции из восточно-европейских степей в Южную Сибирь в эпоху ранней бронзы не подтверждается. Она могла бы быть применима к носителям культуры окуневского типа (чаахольской) в Туве, но эти люди могли быть и потомками афанасьевцев. Результаты анализа серий из Южной Сибири (кроме Тувы) согласуются с мнением о значительной стабильности местного антропологического субстрата. Она проявляется в том, что для каждой из трех групп популяций эпохи ранней бронзы - енисейской, алтайской и барабинской -обнаруживаются неолитические предки на той же территории (к чаахольскому, елунинскому и, вероятно, самусьскому населению это не относится). Непосредственными предками окуневцев следует считать неолитических обитателей крас-ноярско-канского района, более отдаленными - верхнепалеолитических общих предков окуневцев и американских индейцев. О их наличии свидетельствуют данные краниологии (косвенно) и генетики (прямо), причем генетические показывают, что к числу этих предков относились люди со стоянок Мальта и Афонтова Гора II. Реликтовая окуневская группа, таким образом, дает нам уникальную возможность представить себе, как могли выглядеть верхнепалеолитические предки индейцев на своей южно-сибирской прародине.

Ключевые слова: Южная Сибирь, окуневская культура, ямная культура, катакомбная культура, афанасьевская культура, аборигены Америки

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.4.135-145

The Origin of the Okunev Population, Southern Siberia:
The Evidence of Physical Anthropology and Genetics

A.G. Kozintsev

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab. 3, St. Petersburg, 199034, Russia

To test the competing hypotheses as to the origin of the Okunev culture, four male cranial series from Okunev cemeteries in the Minusinsk Basin were compared with 23 other pre-Andronovo series from southern Siberia, and 45 Early and Middle Bronze Age groups from Eastern Europe (24 Yamnaya and 21 Catacomb), using multivariate statistical analysis. While the Afanasyevo admixture in the Okunev population is possible, the hypothesis that the Okunev culture of the Minusinsk Basin originated from the second migration from the Eastern European steppes to southern Siberia in the Early Bronze Age is not supported. It could, however, be applied to people associated with the Okunev-type (Chaa-Khol) culture in Tuva, although these may as well have descended from the Afanasyevans. As concerns the Minusinsk Basin and other regions of southern Siberia except Tuva, the findings agree with the idea of a marked evolutionary conservatism peculiar to the autochthonous populations of that territory, as evidenced by the fact that each of the three Early Bronze Age population clusters—on the Yenisei, in the Altai, and in Baraba—has its own Neolithic ancestors in the same area (this does not concern the Chaa-Khol, the Yelunino, and apparently the Samus populations). The immediate ancestors of the Okunev people can be identified with the Neolithic population of the Krasnoyarsk-Kansk area, and more distant ones with the Upper Paleolithic southern Siberian common ancestors of the Okunev people and the Native Americans. These ancestors are evidenced by both cranial data (indirectly) and genetic data (directly). The latter suggest that among these common ancestors were the Malta boy and the Afontova Gora II male. The Okunev population, then, is a relic, offering us a unique opportunity to see what the Upper Paleolithic ancestors of the Native Americans may have looked like in their southern Siberian homeland.

Keywords: Southern Siberia, Okunev culture, Yamnaya culture, Catacomb culture, Afanasyevo culture, Native Americans