Курбанова З.И. Семейная обрядность каракалпаков: обычай бес кийим в динамике трансформаций традиционной культуры
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 3 2020

  

Перейти к статье:    

Семейная обрядность каракалпаков:
обычай бес кийим
в динамике трансформаций традиционной культуры

З.И. Курбанова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан Ozbekstan Respublikas? Ilimler Akademiyas? Qaraqalpaqstan Bolimi Qaraqalpaq gumanitar ilimler ilim izertlew institut? Amir Timur 179 А, Nukus, 230100, Karakalpakstan, Uzbekistan

В статье на примере обычая обмена одеждой бес кийим («пять одежд») с точки зрения соотношения традиций и новаций анализируется семейная (свадебная и похоронная) обрядность каракалпаков. На основе материалов, собранных в 20142019 гг. и в более ранний период в местах компактного и дисперсного расселения каракалпаков (Чимбайский, Караузякский, Кегейлийский, Нукусский, Ходжейлийский и Тахиаташский р-ны Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан), рассмотрена динамика трансформаций их традиционной культуры. Дана характеристика семейной обрядности; показано место в ней ритуалов дарообмена с использованием одежды. Сравнение материалов показало, что обычай бес кийим сформировался в среде каракалпаков к середине ХХ в. в условиях социокультурных трансформаций. Сохранение этого обычая до настоящего времени свидетельствует о его органичном вхождении в нормативную культуру народа. Сегодня бес кийим воспринимается как обязательный элемент современной каракалпакской свадебной обрядности. Анализ традиций дарообмена позволил выявить перенос термина «бес кийим» из свадебной обрядности в похоронную только в одном районе Каракалпак-стана. Он произошел в результате трансформации обычая ийис - раздачи одежды умершего людям, принимавшим участие в ритуальном обмывании покойника. В конце ХХ в. для этого ритуала каракалпаки стали использовать новые, специально купленные вещи. Сделан вывод о том, что пять одежд, которые раздают участникам ритуала омовения усопшего, символизируют переход покойного в мир предков; они сопоставимы с пятью одеждами для новобрачной, маркирующими ее переход в категорию замужних женщин и начало новой жизни. Таким образом, новации обрядовых практик каракалпаков, которые появились в результате социокультурных и экономических изменений, соответствуют логике и содержанию традиционных семейных праздников, имеющих переходный характер и сложную символику, обозначающую смену статуса.

Ключевые слова: каракалпаки, традиция, трансформация, новация, семейные обряды, ритуальный обмен, обычай бес кийим

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.3.124-133

Karakalpak Family Ritualism:
The Bes Kiyim Custom in the Transformation of Traditional Culture

Z.I. Kurbanova

Karakalpak Research Institute of the Humanities, Karakalpak Branch, Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Amir Timur 179 A, Nukus, 230100, Karakalpakstan, Uzbekistan

This study describes the bridal and funerary rite of exchanging clothes (Bes Kiyim - ‘Five Costumes’) in the context of traditions and innovations in the Karakalpak culture. On the basis of field data collected in 2014-2019 and earlier in places with a continuous or patchy distribution of the Karakalpak population (Chimbaysky, Karauzyaksky, Kegeyliysky, Nukussky, Khodzheyliysky, and Takhiatashsky districts of the Republic of Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan) and of earlier sources, changes in ritualism are analyzed. Bridal rites include exchange of gifts, such as items of clothing. The comparison of sources shows that the Bes Kiyim rite originated in the mid-20th century in the context of socio-cultural changes. It has remained rather stable up to the present time, being an integral part of Karakalpak bridal ritualism. This indicates its importance in the normative culture of that ethnic group. In one district of Karakalpakstan, the term Bes Kiyim was transferred from the bridal to the funerary rituals. The origin of rite relates to the transformation of the Iyis custom—the distribution of the deceased person’s clothing among those participating in the ablution of the body. In the late 20th century, specially purchased items of clothing began to be used for that purpose. Apparently, the five items distributed among those participating in the rite symbolize the deceased person’s transition to the ancestors’ world. By the same token, the bride’s five outfits allude to her passage to the category of married women and the beginning of her marital life. Therefore, ritual innovations, caused by socio-cultural and economic changes, mirror the logic and content of traditional family festivals whose complex symbolism relates to status change.

Keywords: Karakalpaks, tradition, transformation, innovation, family rites, ritual exchange, Bes Kiyim custom