Лим С.Ч. О сакральных поясах и материнской линии в айнском обществе
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 3 2020

  

Перейти к статье:    

О сакральных поясах и материнской линии
в айнском обществе

С.Ч. Лим

Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, Владивосток, 690091, Россия

В статье рассматриваются вопросы, связанные с таинственными нательными поясами айнских женщин - упсор кут или чахчанки, которые в этнографических собраниях и исследованиях обозначают как пояс стыдливости или целомудрия. Проведен сравнительно-исторический анализ женских поясов айнов Хоккайдо и Сахалина, представленных в очень маленьких коллекциях музеев России, Японии и Великобритании. Малочисленность этих артефактов объясняется тем, что айнки должны были строго хранить свои упсор кут (чахчанки) от чужих и особенно мужских взглядов. Они попадали в коллекции этнографов конца XIX - начала XX в. благодаря тому, что ученые пользовались особым доверием туземцев (Б.О. Пилсудский, Н.Г. Манро). Жесткая японская политика ассимиляции туземного населения, а именно запрет языка и традиционной культуры айнов, а также введение среди них школьного образования и медицинского обслуживания, привели к еще большей скрытности айнских женщин и постепенному отмиранию традиции секретных поясов, что исключает проведение полевых исследований. Анализ айнских лингвистических и фольклорных материалов, систематизированных японскими и европейскими учеными, позволил понять предназначение и смысл нательных женских поясов. Они выполняли две важные функции: определяли материнскую линию и служили оберегом для семьи и рода. Таким образом, в айнском патриархальном обществе существовали пережитки матрилинейной экзогамии, которые постепенно исчезали на рубеже XIX-XX вв.

Ключевые слова: айны Хоккайдо и Сахалина, пояс стыдливости, сакральный пояс, матрилинейная экзогамия, упсор-кут, чахчанки

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.3.117-123

On Sacred Girdles and Matrilineal Descent in Ainu Society

S.C. Lim

Far Eastern Federal University, Sukhanova 8, Vladivostok, 690091, Russia

This study examines a mysterious item of Ainu women’s undergarment—upsor kut, or chakhchanki, which, in ethnographic collections and scholarly texts, is described as "belt of modesty". A comparative and historical analysis of Ainu women’s girdles from Hokkaido and Sakhalin was carried out. They are represented in very small numbers at museums of Russia, Japan, and the UK. These artifacts are rare, as women had to preserve their upsor kut (chakhchanki) from being seen by strangers, especially males. They became part of late 19th to early 20th century ethnographic collections, because scholars, such as B.O. Pilsudski and N.G. Munro, had been admitted to the natives ’confidence. In the past, Japan’s hard-line policy of assimilation for the natives, the banning of Ainu language and traditional culture, and the introduction of schooling and public health service resulted in an even greater secrecy of Ainu women and the gradual decline of the tradition of wearing secret belts, precluding field studies. The analysis of Ainu linguistic and folkloric materials analyzed by Japanese and European researchers sheds light on the function and meaning of these items of women’s undergarment. In essence, there were two important functions: determining the maternal lineage and protecting the family and the clan. This suggests that remnants of matrilineal exogamy existed in Ainu patriarchal society. They eventually disappeared in the late 19th to early 20th century.

Keywords: Ainu, Hokkaido, Sakhalin, belt of modesty, sacred girdle, matrilineal exogamy, upsor kut, chakhchanki