Маликов А.М. Празднование Навруза в Бухаре и Самарканде в ритуальной практике и общественных дискурсах (вторая половина XIX – начало XX века)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 2 2020

  

Перейти к статье:    

Празднование Навруза в Бухаре и Самарканде
в ритуальной практике и общественных дискурсах
(вторая половина XIX – начало XX века)

А.М. Маликов

Университет Палацкого в Оломоуце, Чешская Республика

Univerzita Palackeho Krizkovskeho, 511/8, Olomouc, 77147, Ceska Republika

Празднование Навруза на обширной територии от Османской империи до Восточного Туркестана имело как общие черты, так и определенные различия. В статье рассматривается вопрос о его вариативности в двух крупных городах долины Зерафшана - Бухаре и Самарканде - во второй половине XIX- начале XX в., когда после присоединения региона к Российской империи происходила трансформация празднования Навруза, его ритуальной практики и возникали критические дискурсы о нем среди теологов и просветителей. На основании неопубликованных архивных материалов, мемуаров, публикаций исследователей Российской империи проведен сравнительный анализ двух типов Навруза: официального и народного. В Бухарском эмирате официальную форму праздник приобрел при эмире Музаффаре, стремившемся укрепить имидж династии мангытов в условиях кризиса политической легитимности. Это породило дискуссии среди мусульманских интеллектуалов о необходимости широкого и долгого празднования Навруза, что, по их мнению, выходило за рамки исламской традиции. В Самарканде более тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек. В Самарканде, вошедшем в состав Российской империи, на официальном уровне Навруз не отмечался, а масштабы народного празднования сократились.

Ключевые слова: ислам, долина Зерафшана, ритуальная практика, дискурсы, легитимация

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.2.122-129

Celebration of Nowruz in Bukhara and Samarkand
in Ritual Practice and Social Discourses
(the Second Half of the 19th to Early 20th Centuries)

A.M. Malikov

Palacky University Olomouc, Krizkovskeho 511/8, Olomouc, 77147, Czech Republic

Celebration of Nowruz across a vast territory from the Ottoman Empire to Xinjiang had both common features and differences. This study focuses on distinctions between the festive traditions of two major cities of the Zerafshan Valley (Bukhara and Samarkand) in the late 1800s and early 1900s, when, after Russia’s annexation of the region, the Nowruz ritual practices were transformed and subjected to critical discourses among theologians and enlighteners. On the basis of unpublished archival sources, memoirs, and studies of Imperial Russian history, I analyze two types of Nowruz: official and folk. In the Emirate of Bukhara, a broad official celebration of Nowruz was started by Emir Muzaffar, who sought to strengthen the image of the Manghit dynasty during the crisis of political legitimacy. This gave rise to disputes among Islamic intellectuals about the need for a large-scale and prolonged celebration of Nowruz, which they felt went beyond the borders of Islamic tradition. In Samarkand, closer contacts between the settled Tajiks and Uzbeks, on the one hand, and the semi-nomadic Turkic-speaking population, on the other, enhanced the synthesis of agricultural and pastoral elements in the ritual practice of Nowruz. The festival was legitimized by prayers at mosques, and visits to the mazars of Muslim saints and to sacred streams. In Samarkand, following its annexation by the Russian Empire, there was no official celebration of Nowruz, and the scale of popular celebration decreased.

Keywords: Islam, Zerafshan Valley, ritual practice, discourses, legitimation