Рыблова М.А. Предметные символы девушки-невесты в донской казачьей свадьбе
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 2 2020

  

Перейти к статье:    

Предметные символы девушки-невесты в донской казачьей свадьбе

М.А. Рыблова

Федеральный исследовательский центр «Южный научный центр РАН» пр. Чехова, 41, Ростов-на-Дону, 344006, Россия

В статье представлена новая трактовка символов девушки-невесты как уже известных на восточно-славянском материале, так и обнаруженных в ходе изучения традиции донских казаков. Исследование основано на материалах этнографических экспедиций, проводившихся в 1980-2000-х гг. в местах компактного проживания донских казаков, а также донской периодической печати XIX в. В поисках сущности и значения предметных символов донской невесты автор соединяет обрядовые практики и фольклорные тексты, рассматривает те и другие в контексте двух основных «переходов», которые совершает девушка в ходе свадебного обряда: 1) выход из вольного девичьего состояния и включение в группу замужних женщин; 2) переход из одного семейно-родственного коллектива в другой. Оба «перехода» непосредственно связаны с понятиями «красота» (ее девушка лишалась в ходе обряда) и «доля» (часть жизненной силы и благ, выделяемых в ходе обряда невесте из общесемейной/родовой и включаемых в общую долю новой семьи). Предметные воплощения «красоты» - коса, лента и венок - трактуются автором как символы воли и девственности. Эти качества утрачивались девушкой в ходе свадебного обряда, а сами предметы либо уничтожались, либо переходили к другим. Такие предметы-символы, как деревце и ветка (соответствующие фольклорному образу «сада») автор связывает с концептом «доли», а обрядовые действия с ними трактует как поэтапное разрывание невестой родовых связей, лишение ее доли в семье (символическая смерть), после чего следовало новое рождение, связанное с выделением новой доли - доли замужней женщины в новом роду. Автором внесены коррективы в уже имеющиеся классификации символов невесты, выявлены новые знаки и символы, даны их интерпретации.

Ключевые слова: традиция донских казаков, свадебный обряд, личные знаки невесты, символы девственности, предметы-символы родовой женской группы, символы доли

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.2.114-121

Bridal Symbols in the Don Cossack Wedding

M.A. Ryblova

Federal Research Center “Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences”, Pr. Chekhova 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia

This study presents a new interpretation of symbols of the maiden-bride, already known in the Eastern Slavic, specifically Don Cossack tradition. It is based on findings of ethnographic expeditions of the 1980s-2000s to areas where Don Cossacks concentrate, and on 19th-century periodicals published in the Don Region. To interpret the essence and meaning of bridal symbols, I collate ritual practices and folkloric texts, viewing both in the context of two principal passages that the bride undergoes during the wedding: 1) transition from the state of maiden license to that of married women; and 2) transition from one clan to another. Both transitions are related to the ideas of "krasota" (lit. ‘beauty’), supposed to be lost during the ceremony, and "dolya" (lit. ‘lot’)—part of stamina and wealth allotted to the bride from her family/clan "lot" and added to the common lot of her new family. Material embodiments of "beauty" (braid, ribbon, and wreath) can be interpreted as symbols of maiden license and virginity. These qualities were lost during the rite, whereas their material symbols were either destroyed or passed on to others. Symbols such as small tree and twig (referring to the folkloric image of "garden") can be related to the idea of "lot", and rituals in which they feature can be interpreted as a stepwise disruption of the braid’s ties with her clan, deprivation of familial "lot" (symbolic death), followed by rebirth manifested in the acquisition of a new "lot" —that of a married woman in a new clan. I revise existing classifications of bridal symbols by revealing and interpreting new ones.

Keywords: Don Cossack tradition, wedding ceremony, bridal signs, virginity symbols, object-related symbols, "lot" symbols